Биография Николая Васильевича Гоголя
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Начальное образование будущий писатель получил дома, а после 2 года учился в Полтавском училище, где не отличался особыми способностями, кроме уроков рисования и русской словесности, кроме того будущий писатель участвовал практически в каждой театральной постановке. В 1821 году поступил в Нежинскую гимназию высших наук, где изучал юстицию.
В 1828 году Н. Гоголь переехал в Петербург. Там он служил чиновником, пробовал устроиться в театр актёром и занимался литературой. Актёрская карьера не ладилась, а служба не нравилась будущему писателю, поэтому он решил проявить себя на литературном поприще. В 1829 году Н. Гоголь под псевдонимом В. Алов опубликовал свою поэму «Ганц Кюхельгартен», которую написал ещё в гимназии. Произведение не восприняли, автора раскритиковали. В связи с этим Николай Васильевич выкупил все книги и сжёг, чтобы никто не смог их прочитать. Позже опубликованное произведение «Басаврюк» принесло писателю известность. В 1831 году, будучи уже знаменитым в литературных кругах, Н. В. Гоголь знакомится В. Жуковским и А. Пушкиным.
В 1834 году писателю предложили читать лекции о Средневековье и периоде Великого переселения народов на кафедре всеобщей истории в Санкт-Петербургском университете, и он согласился. В 1835 году вышел сборник под названием «Арабески», который объединил произведения разных жанров. Одной из самых популярных в книге стала статья «Несколько слов о Пушкине». В ней Н. В. Гоголь проанализировал творчество писателя и назвал его первым русским национальным поэтом. В «Арабесках» также были напечатаны первые петербургские повести Гоголя.
С 1836 году Н. Гоголь совершил путешествие по Европе: он посетил в Швейцарию, Германию, Италию и Францию. В это время писатель начал работу над «Мёртвыми душами», которые были опубликованы в 1842 году в Москве. В этом же году вышла в свет повесть «Шинель». А в июне 1842 года Н. В. Гоголь снова отправляется в путешествие для восстановления здоровья.
В 1849 году, вернувшись в Россию, писатель стал жаловаться на самочувствие. В январе 1952 года умерла близкая подруга Н. В. Гоголя. Это событие окончательно подорвало его здоровье. Находясь в унынии, он сжёг все свои рукописи, в том числе и второй том «Мёртвых душ», а 21 февраля скончался.
Всё творчество Н. В. Гоголя можно разделить на три периода:
Первый период: 1829–1835 гг. — петербургский период. После неудачной поэмы «Ганц Кюхельгартена» был огромный успех. В этот период выходит сборник романтических повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», а также «Миргород» и «Арабески».
Второй период: 1835–1842 гг. — время работы над «Ревизором» и «Мёртвыми душами». В этот период писатель жил за границей, два раза приезжал в Москву для публикации произведений.
Третий период: 1842–1852 гг. — последний период творчества. В этот период проходила работа над вторым томом, а важной публикацией в этот период стала книга «Важные места из переписки с друзьями».
История создания и идея «Мёртвых душ»
Работа над поэмой «Мёртвые души» заняла у Н. В. Гоголя 17 лет. По версии самого писателя, идея создания произведения принадлежит А. С. Пушкину, который поделился и, можно сказать, подарил её Н. В. Гоголю.
В начале работы писатель говорил, что хочет в этом произведении показать «хотя с одного боку всю Русь», но уже позже Н. В. Гоголь, работая над произведением, сказал, что «вся Русь явится в нём».
Как отмечают критики и исследователи творчества писателя, задумывая три тома своего произведения, Н. В. Гоголь хотел повторить структуру «Божественной комедии» А. Данте: первый том должен был соответствовать «Аду», второй том «Чистилищу», а третий «Раю». Но задумка не была воплощена в жизнь, и мы знаем только первый том произведения.
Основные особенности произведения
Дата публикации: 1842 г.
Жанр: поэма (авторское определение).
Направление: реализм.
Лирическое начало в поэме: наличие лирических отступлений.
Эпическое начало в поэме: наличие сюжета, большое количество действующих лиц.
Тематика: путь Руси, взаимоотношение народа и власти, особенности русской души, пороки общества.
Проблематика: невежества, отсутствия нравственных норм у некоторых людей, маленького человека, эгоизма.
Основные средства/приёмы: говорящие фамилии, детали, портрет, пейзаж, психологизм.
Смысл названия: прямой (реальный) — мёртвая душа = умерший крестьянин, метафорический (переносный) — мёртвая душа = человек без нравственных, духовных ориентиров.
Основной мотив: дороги (1 — символ человеческой жизни; 2 — судьба России — «птицы-тройки).
Помещики
В поэме «Мёртвые души» представлены помещики, каждый из которых раскрывается по-своему, имеет особые черты и по-разному реагирует на предложение Чичикова о покупке мёртвых душ. Во второй главе происходит знакомство с Маниловым, в третьей с Коробочкой, в четвёртой с Ноздрёвым, в пятой с Собакевичем и в шестой с Плюшкиным. Создавая образы помещиков, писатель использует говорящие фамилии, а также портретные описания и детали, которые раскрывают суть персонажей. Чтобы проанализировать каждого помещика, составим таблицы со значимыми чертами для каждого из них.
Образы чиновника
В основе чиновничьей среды, по мнению многих литераторов, лежало воровство, взятки, чинопочитание, круговая порука. Н. В. Гоголь делит чиновников на низших, тонких и толстых, давая саркастическую оценку каждой группе. «Низшие чиновники» — это писари и секретари, «тонкие» — средняя прослойка, а «толстые» — губернская знать. Чиновники в поэме описаны в 7–9 главах, а также их особенности можно выделить и в 10 главе, в «Повести о капитане Копейкине».
Несмотря на отсутствие крупных, детально прорисованных образов, даны интересные портреты-миниатюры.
Образ главного героя
О Чичикове в течение повествования читатель практически ничего не узнаёт. Да и то, что дано, не поможет охарактеризовать героя. Например, в начале повествования, говорится, что в город NN приехал господин, но описание настолько пространно, что ничего конкретного сказать о нём нельзя: «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод». Всё, что может помочь читателю узнать о герое подробно, можно прочитать во вне сюжетной 11 главе, в которой раскрывается суть героя, причины его поведения и желаний.
Своеобразие сатиры Гоголя
Вспомним, что такое сатира. Это проявление комического в искусстве с целью высмеивания и выделения пороков общества или человека. Гоголя можно назвать мастером сатиры. В своих произведениях он высмеивает глупость, трусость, чинопочитание и все остальные качества, которые ведут к деградации общества. Рассмотрим таблицу, в которой представлены некоторые произведения Н. В. Гоголя и предмет высмеивания автора.
№ | Произведение | Что высмеивается |
---|---|---|
1 | «Ревизор» | Высмеиваются глупость и невежество конкретного человека, и безответственность, взяточничество и лживость чиновников. |
2 | «Нос» | Высмеиваются подозрительность, глупость, эгоизм и равнодушие, желание соответствовать общественному мнению и вкусам других. |
3 | «Женитьба» | Высмеиваются устои дворянского общества, зависимость от общественного мнения, психологическая незрелость, зацикленность на общественном мнении и деньгах. |
4 | «Мёртвые души» | Высмеивается глупость, эгоизм, разгульность помещиков, взяточничество, равнодушие чиновников |