... > Литература (ЕГЭ) > Биография Николая Васильевича...

Биография Николая Васильевича Гоголя

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Николай Васильевич Гоголь История создания особенности произведения Образ главного героя Своеобразие сатиры Гоголя
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в селе Сорочинцы Полтавской губернии в семье помещика. Н. Гоголь был третьим ребёнком, а всего в семье было 12 детей (но многие умерли во младенчестве).

Начальное образование будущий писатель получил дома, а после 2 года учился в Полтавском училище, где не отличался особыми способностями, кроме уроков рисования и русской словесности, кроме того будущий писатель участвовал практически в каждой театральной постановке. В 1821 году поступил в Нежинскую гимназию высших наук, где изучал юстицию.

В 1828 году Н. Гоголь переехал в Петербург. Там он служил чиновником, пробовал устроиться в театр актёром и занимался литературой. Актёрская карьера не ладилась, а служба не нравилась будущему писателю, поэтому он решил проявить себя на литературном поприще. В 1829 году Н. Гоголь под псевдонимом В. Алов опубликовал свою поэму «Ганц Кюхельгартен», которую написал ещё в гимназии. Произведение не восприняли, автора раскритиковали. В связи с этим Николай Васильевич выкупил все книги и сжёг, чтобы никто не смог их прочитать. Позже опубликованное произведение «Басаврюк» принесло писателю известность. В 1831 году, будучи уже знаменитым в литературных кругах, Н. В. Гоголь знакомится В. Жуковским и А. Пушкиным.

В 1834 году писателю предложили читать лекции о Средневековье и периоде Великого переселения народов на кафедре всеобщей истории в Санкт-Петербургском университете, и он согласился. В 1835 году вышел сборник под названием «Арабески», который объединил произведения разных жанров. Одной из самых популярных в книге стала статья «Несколько слов о Пушкине». В ней Н. В. Гоголь проанализировал творчество писателя и назвал его первым русским национальным поэтом. В «Арабесках» также были напечатаны первые петербургские повести Гоголя.

С 1836 году Н. Гоголь совершил путешествие по Европе: он посетил в Швейцарию, Германию, Италию и Францию. В это время писатель начал работу над «Мёртвыми душами», которые были опубликованы в 1842 году в Москве. В этом же году вышла в свет повесть «Шинель». А в июне 1842 года Н. В. Гоголь снова отправляется в путешествие для восстановления здоровья.

В 1849 году, вернувшись в Россию, писатель стал жаловаться на самочувствие. В январе 1952 года умерла близкая подруга Н. В. Гоголя. Это событие окончательно подорвало его здоровье. Находясь в унынии, он сжёг все свои рукописи, в том числе и второй том «Мёртвых душ», а 21 февраля скончался.

Всё творчество Н. В. Гоголя можно разделить на три периода:

  • Первый период: 1829–1835 гг. — петербургский период. После неудачной поэмы «Ганц Кюхельгартена» был огромный успех. В этот период выходит сборник романтических повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», а также «Миргород» и «Арабески».

  • Второй период: 1835–1842 гг. — время работы над «Ревизором» и «Мёртвыми душами». В этот период писатель жил за границей, два раза приезжал в Москву для публикации произведений.

  • Третий период: 1842–1852 гг. — последний период творчества. В этот период проходила работа над вторым томом, а важной публикацией в этот период стала книга «Важные места из переписки с друзьями».

История создания и идея «Мёртвых душ»

Работа над поэмой «Мёртвые души» заняла у Н. В. Гоголя 17 лет. По версии самого писателя, идея создания произведения принадлежит А. С. Пушкину, который поделился и, можно сказать, подарил её Н. В. Гоголю.

В начале работы писатель говорил, что хочет в этом произведении показать «хотя с одного боку всю Русь», но уже позже Н. В. Гоголь, работая над произведением, сказал, что «вся Русь явится в нём».

Как отмечают критики и исследователи творчества писателя, задумывая три тома своего произведения, Н. В. Гоголь хотел повторить структуру «Божественной комедии» А. Данте: первый том должен был соответствовать «Аду», второй том «Чистилищу», а третий «Раю». Но задумка не была воплощена в жизнь, и мы знаем только первый том произведения.

Основные особенности произведения

  • Дата публикации: 1842 г.

  • Жанр: поэма (авторское определение).

  • Направление: реализм.

  • Лирическое начало в поэме: наличие лирических отступлений.

  • Эпическое начало в поэме: наличие сюжета, большое количество действующих лиц.

  • Тематика: путь Руси, взаимоотношение народа и власти, особенности русской души, пороки общества.

  • Проблематика: невежества, отсутствия нравственных норм у некоторых людей, маленького человека, эгоизма.

  • Основные средства/приёмы: говорящие фамилии, детали, портрет, пейзаж, психологизм.

  • Смысл названия: прямой (реальный) — мёртвая душа = умерший крестьянин, метафорический (переносный) — мёртвая душа = человек без нравственных, духовных ориентиров.

  • Основной мотив: дороги (1 — символ человеческой жизни; 2 — судьба России — «птицы-тройки).

Помещики

В поэме «Мёртвые души» представлены помещики, каждый из которых раскрывается по-своему, имеет особые черты и по-разному реагирует на предложение Чичикова о покупке мёртвых душ. Во второй главе происходит знакомство с Маниловым, в третьей с Коробочкой, в четвёртой с Ноздрёвым, в пятой с Собакевичем и в шестой с Плюшкиным. Создавая образы помещиков, писатель использует говорящие фамилии, а также портретные описания и детали, которые раскрывают суть персонажей. Чтобы проанализировать каждого помещика, составим таблицы со значимыми чертами для каждого из них.

Образы чиновника

В основе чиновничьей среды, по мнению многих литераторов, лежало воровство, взятки, чинопочитание, круговая порука. Н. В. Гоголь делит чиновников на низших, тонких и толстых, давая саркастическую оценку каждой группе. «Низшие чиновники» — это писари и секретари, «тонкие» — средняя прослойка, а «толстые» — губернская знать. Чиновники в поэме описаны в 7–9 главах, а также их особенности можно выделить и в 10 главе, в «Повести о капитане Копейкине».

Несмотря на отсутствие крупных, детально прорисованных образов, даны интересные портреты-миниатюры.

Образ главного героя

О Чичикове в течение повествования читатель практически ничего не узнаёт. Да и то, что дано, не поможет охарактеризовать героя. Например, в начале повествования, говорится, что в город NN приехал господин, но описание настолько пространно, что ничего конкретного сказать о нём нельзя: «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод». Всё, что может помочь читателю узнать о герое подробно, можно прочитать во вне сюжетной 11 главе, в которой раскрывается суть героя, причины его поведения и желаний.

Своеобразие сатиры Гоголя

Вспомним, что такое сатира. Это проявление комического в искусстве с целью высмеивания и выделения пороков общества или человека. Гоголя можно назвать мастером сатиры. В своих произведениях он высмеивает глупость, трусость, чинопочитание и все остальные качества, которые ведут к деградации общества. Рассмотрим таблицу, в которой представлены некоторые произведения Н. В. Гоголя и предмет высмеивания автора.

Произведение

Что высмеивается

1

«Ревизор»

Высмеиваются глупость и невежество конкретного человека, и безответственность, взяточничество и лживость чиновников.

2

«Нос»

Высмеиваются подозрительность, глупость, эгоизм и равнодушие, желание соответствовать общественному мнению и вкусам других.

3

«Женитьба»

Высмеиваются устои дворянского общества, зависимость от общественного мнения, психологическая незрелость, зацикленность на общественном мнении и деньгах.

4

«Мёртвые души»

Высмеивается глупость, эгоизм, разгульность помещиков, взяточничество, равнодушие чиновников