... > Литература (ЕГЭ) > Биография Бориса Пастернака

Биография Бориса Пастернака

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Б. Пастернак
Особенности лирики Б. Пастернака Для ранней первых послереволюционных конца 1920-х–начала 1930 в военные годы
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

«Я родился в Москве 29 января 1890 года по старому стилю в доме Лыжина, против Духовной семинарии, в Оружейном переулке... Когда мне было три года, переехали на казённую квартиру при доме Училища живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой против Почтамта. Квартира помещалась во флигеле внутри двора вне главного здания... Я преждевременно рано на всю жизнь вынес пугающую до замирания жалость к женщине и ещё более нестерпимую жалость к родителям, которые умрут раньше меня и ради избавления которых от мук ада я должен совершить что-то неслыханно светлое, небывалое» (Б. Пастернак «Люди и положения»).

«В 1901 году я поступил во второй класс Московской пятой гимназии, оставшейся классической после реформы Ванновского и сверх введённого в курс естествознания и других новых предметов сохранившей в программе древнегреческий» (Б. Пастернак «Люди и положения»).

«Первой любовью» Б. Пастернака стала музыка, которую в юности он воспринимал как дело всей жизни. Но отсутствие абсолютного слуха будущий поэт воспринял как трагедию и после окончания гимназии не стал поступать в Московскую консерваторию:

«Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней Скрябина... Но у меня не было абсолютного слуха. Так называется способность узнавать высоту любой произвольно взятой ноты. Отсутствие качества, ни в какой связи с общей музыкальностью не стоящего, но которым в полной мере обладала моя мать, не давало мне покоя» (Б. Пастернак «Охранная грамота»). «Под влиянием обожания, которое я питал к Скрябину, тяга к импровизациям и сочинительству разгорелась у меня до страсти. <...> Музыку, любимый мир шестилетних трудов, надежд и тревог, я вырвал вон из себя, как расстаются с самым драгоценным» (Б. Пастернак «Люди и положения»).

Стихи Б. Пастернак начал писать летом 1909 года, но сначала не придавал этому особого значения. В 1908 году будущий поэт окончил классическую гимназию и в этом же году поступил на философское отделение Московского университета, где завершил обучение в 1913 году.

В 1914 году вышел первый самостоятельный сборник Б. Пастернака, в котором можно увидеть влияние идей футуризма.

«Жарким летом 1914 года с засухой и полным затмением солнца... началась война. В те же годы... я ездил на Урал и в Прикамье. Одну зиму я прожил во Всеволодо-Вильве, на севере Пермской губернии, в месте, некогда посещённом Чеховым и Левитаном... Другую перезимовал в Тихих Горах на Каме, на химических заводах Ушковых... Когда в марте 1917 года на заводах узнали о разразившейся в Петербурге революции, я поехал в Москву». События этих лет и поездка на Урал нашли отражение в романе «Доктор Живаго».

Февральская революция для поэта ознаменовалась приходом долгожданной свободы. Б. Пастернак считал, что он не может больше писать по-старому, потому что необходимо в творчестве запечатлеть новую жизнь. Поэт пытался осмыслить и принять социальные изменения в стране, но боялся стать официальным поэтом.

В начале 1930-х годов Б. Пастернак расстался со своей первой женой, влюбившись в другую женщину. Вспоминая это время, поэт писал: «Я оставил семью, жил одно время у друзей... Я ничего не могу сказать, потому что человек, которого я люблю, не свободен, и это жена друга, которого я никогда не смогу разлюбить. И всё-таки это не драма, потому что радости здесь больше, чем вины и стыда».

С конца 1930-х годов Б. Пастернак всё больше и больше начал уходить в себя и переоценивать своё место в советской литературе. 1942–1943 годы Б. Пастернак провёл в эвакуации в Чистополе, в 1943 году вышел его сборник стихов «На ранних поездах», включающий в себя предвоенную и военную лирику.

После окончания Великой Отечественной войны все свои эмоции и переживания поэт старался выразить в романе «Доктор Живаго». Каждый год, начиная с 1946 по 1950, Б. Пастернак выдвигался на соискание Нобелевской премии. В 1958 году его кандидатура была предложена прошлогодним лауреатом Альбертом Камю, и 23 октября Пастернак стал вторым писателем из России, удостоенным этой награды. Но в день присуждения премии Президиум ЦК КПСС принял постановление «О клеветническом романе Б. Пастернака», которое признавало решение Нобелевского комитета очередной попыткой втянуть СССР в Холодную войну. Присуждение премии привело к травле Б. Пастернака в советской печати, исключению его из Союза писателей СССР.

30 мая 1960 года Б. Пастернак умер от рака лёгких.

В 1987 году решение об исключении Б. Пастернака из Союза писателей было отменено, а в 1988 году впервые был опубликован роман «Доктор Живаго».

Особенности лирики Б. Пастернака

Для ранней лирики Пастернака характерны:

  • особый взгляд на мир, убеждённость в том, что всё взаимосвязано: человеческие эмоции, творчество, город, природа, поэтому в этот период поэт часто использует кольцевую композицию стихотворения, чтобы подчеркнуть единство мира и человека;

  • для этого периода лирики характерны мотивы огня («слякоть горит», «обугленные груши», «сухая грусть поэта»), воды («чернила», «плакать», «навзрыд», «слякоть», «ливень», «слёзы», «лужи», «проталины»);

  • образы, возникающие у поэта, звучат («плакать», «навзрыд», «грохочущая», «благовест», «клик колёс», «ливень», «шумней чернил и слёз», «шум взлетающих грачей», «ветер криками изрыт»).

Для лирики первых послереволюционных лет характерно:

  • убеждённость, что поэзия существует в природе независимо от человека, что мир человеческий и Вселенная — две равные беспредельности, что существует общность человека и Вселенной;

  • поиск поэзии в повседневности, в окружающих обыденных предметах и явлениях;

  • сложные поэтические ассоциации;

  • одновременное существование высокой лексики и прозаизмов;

  • уверенность в гармонии мироздания;

  • музыкальность образов природы, звукопись текста.

Для лирики конца 1920-хначала 1930-х гг. характерны:

  • стремление выразить сложность мира в «неслыханной простоте» стиха;

  • воплощение в любви гармонии мира;

  • разгадка смысла жизни — бескорыстная самоотдача;

  • богатая звукопись текста, объединение слов при помощи звуковых образов в единые смысловые ряды.

Для поэзии в военные годы характерны:

  • неожиданность образов и картин, взгляд на войну глазами мирного жителя, находящегося в эвакуации;

  • духовный и патриотический подъём, чувство общности с народом, гордость за свою Родину;

  • сложность образов и ассоциаций;

  • единство образов природы и культуры, связь духовного обновления нации с основами русской культуры.