... > Литература (ЕГЭ) > Биография Солженицына А....

Биография Солженицына А. И.

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Александр Исаевич Солженицын
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в городе Кисловодск в семье крестьянина и казачки. В 1924 году живущая бедно семья переехала в Ростов-на-Дону. С 1926 года будущий писатель учился в местной школе. Именно в этот период у него проявилась тяга к литературе, и он создал свои первые эссе и стихотворения.

В 1936 году А. И. Солженицын поступил в Ростовский университет на физико-математический факультет, продолжая при этом заниматься литературной деятельностью, поэтому параллельно в 1939 году поступил на заочное отделение факультета литературы в Московский Институт философии, литературы и истории, но не смог его окончить из-за начавшейся войны. В 1941 году писатель завершил обучение в Ростовском университете с отличием. 

Несмотря на слабое здоровье, А. И. Солженицын хотел попасть на фронт, и с 1941 года он служил в 74-ом транспортно-гужевом батальоне. В 1942 году его направили в Костромское военное училище, по окончании которого он получил звание лейтенанта. С 1943 года А. И. Солженицын служил командиром батареи звуковой разведки. За военные заслуги Александр Исаевич был награждён двумя почётными орденами, получил звание старшего лейтенанта, а затем и капитана. В этот период он не прекращал писать и вёл дневник.

В 1945 году Александр Исаевич был арестован и осуждён на 8 лет пребывания в лагерях и вечную ссылку за своё неприятие политики Сталина. Зимой 1952 года у Александра Солженицына обнаружили рак.

В 1953 году писателя отправили в ссылку в Казахскую ССР. Там он преподавал в школе, лечился в «раковом корпусе» в Ташкенте. В 1956 году писатель вернулся в Россию, когда постоянная ссылка была отменена.

Лагерная жизнь и ссылки нашли отражение в литературном творчестве А. И. Солженицына: в произведениях «Люби революцию», «В круге первом», «Один день Ивана Денисовича», «Знают истину танки» и других.

Поселившись в Рязани, писатель работал учителем в местной школе и продолжал писать. В 1965 году ему запретили публиковать произведения из-за различных подозрений, вызванных его архивными записями. В 1967 году Александр Исаевич написал открытое письмо Съезду советских писателей в надежде на понимание, но после письма власти стали воспринимать его как противника.

В 1968 году А. И. Солженицын закончил работу над произведением «Архипелаг ГУЛАГ», а за границей публикуется «В круге первом» и «Раковый корпус».

В 1969 году Александр Исаевич был исключён из Союза писателей. А в 1974 году после публикации за границей первого тома «Архипелага ГУЛАГ» писатель был арестован и выслан в ФРГ.

В 1975–1994 годах А. И. Солженицын посетил Германию, Швейцарию, США, Канаду, Францию, Великобританию, Испанию. В 1989 году «Архипелаг ГУЛАГ» был впервые опубликован в России в журнале «Новый мир», вскоре в журнале опубликовали и рассказ «Матрёнин двор».

В 1994 году Александр Исаевич смог вернуться в Россию. Он продолжил активно заниматься литературной деятельностью. В 2006–2007 годах вышли первые книги 30–томного собрания сочинений.

3 августа 2008 года А. И. Солженицын умер в своём доме в Троице-Лыкове от сердечной недостаточности. Похоронили писателя в некрополе Донского монастыря.

Поэт

Особенности

Произведения

1

К. Симонов

  1. Воспринимал лирику как возможность поддержать народ.

  2. Пишет о любви во время войны, веря в её силу.

  3. Основные мотивы военной лирики — Родины, смерти, бессмертия, отношения к врагу, товарищества, любви и верности.

  4. Лирика искренняя и музыкальная.

«Жди меня»

«Ты помнишь, Алёша»

«Майор привёз мальчишку на лафете»

«Песня военных корреспондентов»

2

А. Ахматова

  1. Тема Родины становится лидирующей в лирике.

  2. Лирическое «Я» соединяется с народным «МЫ».

  3. Гордость за свой народ, язык и страну.

«Мужество»

«Клятва»

«Памяти друга»

«Победителям»

3

А. Твардовский

  1. Вся лирика связана с жизнью страны и народа.

  2. Вся военная лирика проникнута любовью к родной земле, народу.

  3. Погибнуть за свободу страны — лучшая доля.

  4. Во многих стихотворениях военной тематики есть сюжет (не просто чувства лирического героя).

  5. Главная цель лирики — поднимать боевой дух.

  6. Посвящал стихи матерям, переживающим горечь расставания и утрат.

«Пускай до последнего часа расплаты»

«Партизанам Смоленщины»

«Иван Громак»

«Рассказ танкиста»

4

А. Сурков

  1. Лирика музыкальна.

  2. Описана живительная сила любви.

  3. Любовь — моральная поддержка.

  4. Лирика проникнута патриотизмом.

  5. В лирике отражены чувства солдат (нет индивидуального восприятия происходящего).

«Бьётся в тесной печурке огонь» («Землянка»)

«Войны имеют концы и начала»

«Трассой пулемётной и ракетной»

5

О. Берггольц

  1. Создаёт образ блокадного Ленинграда.

  2. Лирическая героиня готова была взять на себя любое страдание за Родину.

  3. В лирике прослеживается чувство и ощущение истории, что всё взаимосвязано.

  4. Практически нет сюжета, а есть поток чувств.

  5. Лирика чаще всего посвящена точным событиям.

  6. Создаётся образ матери-защитницы.

  7. Воедино сливается судьба всего народа, нет индивидуальностей, есть страдающий народ, верящий в свою победу.

«Ленинградский салют»

«Я говорю с тобой под свист снарядов»

«Пусть голосуют дети»

«В госпитале»

6

Ю. Друнина

В лирике отражены: 

  1. ответственность за ближнего;

  2. верность солдатской дружбе;

  3. доброта;

  4. чувство долга;

  5. единство со всеми солдатами.

  6. Лирика проникнута чувством патриотизма.

  7. Соединение реалистичного и романтического в лирике военных лет.

«Я ушла из детства в грязную теплушку»

«Я принесла с фронтов России»

«Запас прочности»

«Бинты»

7

М. Джалиль

  1. Обостряется тема родины, любви к ней и тревоги за неё.

  2. Народ представлен как единое целое.

  3. Лирика — призыв к борьбе с врагом.

  4. Лирический герой призывал к стойкости, патриотизму.

«Платок»

«Без ноги»

«Не верь!»

«Варварство»