Герои-мудрецы в романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстого
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
В иерархии персонажей Л. Н. Толстого есть
герои-мудрецы : капитан Тушин, Платон Каратаев, М. И. Кутузов.
Остановимся подробнее на каждом образе.
| Ключевые эпизоды | Характеристика |
---|---|---|
Т. I, ч. II, гл. XVII–XXI | Князь Андрей видит в фигуре Тушина «что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное…». Тушин совершает подвиг, прикрывая своей забытой батареей отход целой армии. Перед генералами, которые отчитывают его, Тушин не пытается оправдаться, и только князь Андрей объясняет присутствующим его подвиг. Толстой делает акцент на «больших добрых и умных глазах» героя. Тушин не куражится перед сражением, прямо говорит о своем страхе перед смертью, но во время боя капитан как будто становится другим человеком, и окружающий мир превращается в «фантастический»: «Неприятельские пушки для него были не пушки, а трубки, из которых редкими клубами выпускал дым невидимый курильщик». Сцена с капитаном Тушиным предшествует главе с описанием Наполеона. Два этих героя неслучайно совмещаются таким образом. Толстой в Тушине показывает истинно народный живой русский характер, что особенно видно на фоне театральности Наполеона | |
Платон Каратаев | Т. IV, ч. 1, гл. XII | Настоящий учитель жизни, которого повстречал Пьер в плену. Автор постоянно подчеркивает округлость в образе Платона Каратаева: «…вся фигура Платона в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые». Речь Каратаева изобилует пословицами, поговорками. Что-то угадывается в нем сказочное, фольклорное. Этот герой — воплощение народной мудрости, органичности. Это и подчеркивает автор мотивом округлости. Вся жизненная философия Платона Каратаева выражает природное единение с окружающим миром в любой обстановке (Платон всегда налаживает быт вокруг себя). Платон не яркая индивидуальность, этот герой — органичная часть единого русского самосознания, народного характера. Ко всем окружающим относится Каратаев «полюбовно» |
М. И. Кутузов | Смотр в Браунау Т. I, ч. II, гл. II Аустерлицкое сражение Т. I, ч. III, гл. XI
Т. III, ч. II, гл. XX–XXXIX Совет в Филях Т. III, ч. III, гл. IV | Фельдмаршал в романе — старый тучный полководец с ранением на лице. Он тяжело ходит, немного говорит, но все-таки очевидно, что автор по-особенному относится к Кутузову. Образ великого полководца стоит даже выше образа Платона Каратаева в иерархии Толстого. Платону Каратаеву присуще с рождения его удивительное чувство жизни. Кутузов в своей военной деятельности идет на этот шаг осознанно — он максимально уклоняется от горделивого взгляда на военные события. Его задача — довериться естественному народному началу, угадать будущий ход событий сражения. В III и IV томах Кутузов предстает больше как созерцатель, для него очевидно, что главное — это «терпение и время». Тактика Кутузова — выслушать все донесения и поддержать решения, согласные с естественным ходом событий. Кутузов понимает, что главное средство защиты Отечества — поддержание единого народного духа. Кутузов является носителем важной толстовской истины: единоличная воля не может повлиять на исторические события |