История создания пьесы «Гроза»
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
В это время накануне реформы писатели и публицисты очень активно обращаются к теме жизни простого народа. Это время характеризуется как переходное: старый мир еще не ушел в прошлое, а новый мир еще не закрепился в сознании общество. Именно в этот момент
Особенности жанра
Драма — это авторское наименование пьесы. Однако смерть героя чаще всего связывают с таким жанром, как трагедия. Катерина своей смертью бросает вызов существующему миропорядку. Русской действительности на переходном этапе не нужны были люди, подобные Катерине, люди, которые ставят духовные ценности выше самой жизни. Конфликт, показанный в пьесе, это отражение противоречий действительности.
Пространственная организация пьесы
Пьеса начинается с ремарки «Общественный сад на высоком берегу Волги». Это уже значимая точка в организации пространства пьесы. Условно все пространство можно поделить на три уровня: низкий (овраг, пруд», средний (дома), высокий (берег Волги). Нижний уровень символизирует греховность — в овраге происходит свидание Катерины с Борисом. Высокий берег — символ свободы (подняться над уровнем обывателей).
Город Калинов — это сборный город, в котором отразились черты русской провинции. Казалось бы, что Калинов, как замечает странница Феклуша, с его неспешной жизнью — это рай в сравнении с шумной и суетливой Москвой. Но буквально с первых странниц мы узнаем о том, что в городе Калинове царят «жестокие нравы»
Купечество
Мы уже сказали о том, что Островский выводит в своих пьесах героев купеческого сословия. Что же такое купечество? Купцы — это предприниматели со своим особенным взглядом на мир. Ценность для купца — это преумножение состояние, но не с целью жить в роскоши. Состояние, прозрачная торговля, честный образ жизни, основанный на христианских идеалов — это та система ценностей, на которой зиждилось здание купечества в России. Купечество всегда выступало хранителем патриархального образа жизни. Очень важное качество для купцов — покорность, жизнь по заветам отцов, но не по собственному желанию.
Образы самодуров
Н. А. Добролюбов в 1860 написал статью «Луч света в темном царстве», имевшую широкую известность. В своей статье Добролюбов разделяет обитателей города Калинова на две группы: «темное царство», выступающее за прошлое и герои, которые стоят за идеалы будущего.
Дикой и Кабаниха — два главных тирана, самодура города Калинова.
Образ Дикого
Дикой, отнесенный Добролюбовым в «темное царство», если внимательно присмотреться, не является носителем купеческой добродетели: он лжет, не платит зарплату рабочим и т. д. Его взаимоотношения с Борисом выстраиваются на полном подчинении последнего. Заслуга Островского состоит в том, что он впервые показал образ глубоко, многосторонне. Автор показывает глубину даже такого персонажа.
Образ Кабанихи
Образ Кабанихи намного драматичнее. Она выступает в пьесе как защитник традиционного уклада жизни. Кабаниха очень строго следит за поведением всех домашних. В сущности, она пытается критиковать новую реальность, пытается ее переделать.
Домострой в доме Кабановых
«Домострой» — это памятник древнерусской литературы XV–XVI вв., закрепляющий нормы поведения в семье. У словосочетания домостроевские нравы сложилась отрицательная коннотация, хотя это и не совсем верно. В «Домострое» есть предписание сохранять добрые отношения в семье, наказывать, но и обязательно прощать близких. В русской культуре чаще цитировались места (в частности критиками XIX в.) из этого памятника, посвященные жестокому обращению с домашними (женой, детьми), поэтому закрепилась именно такая репутация. «Домострой» — это не всегда о жестокости в доме.
Как мы видим, Кабаниха не соблюдает заветы «Домостроя». Она постоянно ругает, обижает домашних. Кажется, что дом Кабанихи построен на традиции, но чаще традиция оказывается просто формальность (например, прощание Катерины и Тихона). Сама Варвара говорит Катерине, что у них в доме все построено на обмане. В таком формальном соблюдении традиции нет души, не чувствуется любовь к близким. Отвечая на реплику странницы Феклуши о наступивших «тяжелых временах», Кабаниха говорит: «И хуже этого, малая, будут». Она понимает, что старый мир все равно уйдет, но пытается удержать этот старый мир с помощью такого формального соблюдения обычаев.
Образы Тихона и Бориса
Тихон — сын Кабанихи, полностью подчиненный своей матерью. В поездках Тихон часто пьет, кутит: «Уж очень рад, что на волю-то вырвался. И всю дорогу пил, и в Москве пил…» Мечта Тихона о вольной жизни не может осуществиться. Он сломлен своей матерью. Тихон — мягкий человек, способный на сочувствие, но лишенный характера. После гибели Катерины он винит во всем мать и жалеет, что остался жив сам.
Борис — человек, которого полюбила Катерина, отличается от Тихона. Он тоже находится в подчинении у своего дяди Дикого, но, конечно, он наделен большей свободой. Борис получил хорошее образование и надеется получить состояние Дикого. Он заметно выделяется на фоне остальных героев внешним видом. И Тихона, и Бориса роднит бесхарактерность. В сущности из-за поведения этих мужчин Катерина решается на самоубийство. Тихон не может дать любовь Катерине, старается угодить матери. Борису не хватает смелости решиться на поступок — он оставляет Катерину одну после ее признания в измене. Тихон и Борис — портреты мужчин, лишенных всякой мужественности.
Образ Варвары
Варвара, дочь Кабановой, исповедует другие принципы. Ей кажется, что Катерина слишком «мудрена». Присущий ей цинизм и хитрость — это тоже своего рода итог воспитания Кабанихи. У Тихона полностью сломлена воля, а Варвара становится беспринципным человеком, которому можно все, только «чтобы было шито-крыто». Конечно, Варвара — это антипод Катерины в драме.
Образ Вани Кудряша идейно примыкает к образу Варвары. Кудряш – конторщик Дикого. Интересно, что Кудряш не боится Дикого: «Он — слово, а я — десять». Он находит подход к Дикому: может угомонить и «уважить» хозяина. Молодецкая удаль, ирония — основа характера Кудряша. Но, конечно, при этом читатель четко осознает, что глубины в этом персонаже нет. Более того, можно предположить, что именно Кудряш мог бы в будущем стать таким же, как Диким, когда его бойкость сменится руганью и раздражительностью. Именно Варвара и Кудряш становятся новыми людьми, бросающими Калинов. Их главное качество —отсутствие принципов.
Образ Катерины
Катерина Кабанова — главная героиня драмы «Гроза». Критик Н. А. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве». Катерина, безусловно, отличается от всего окружения. Эта натура сильная, глубокая, способна на сильные чувства. Для Катерины невозможно жить без любви в неволи. Она выбирает Бориса, который просто не способен ее оценить. Обычно утверждается, что главный конфликт в пьесе — это борьба «темного царства» с людьми другого поколения. В то же самое время надо сказать, что Катерина является одновременно и человеком традиции (вспомните ее рассказы о детстве), и человеком, желающим жить в ладу со своим сердцем. Ее драма в том, что она не может совместить в душе два этих мира. В Катерине очень развита любовь к Богу, поэтому понятие греха для нее очень значимо. Она не может жить в неправде, поэтому признается в измене. Ее греховность состоит не в гордыни, когда искажается человеческая натура, но в борьбе плоти и духа. Интересно, что Катерина не боится того, что о ней будут говорить — она боится возмездия Божьего. Ее самоубийство происходит из-за того, что она больше не в силах выдерживать внутренний конфликт. Борис не может увести ее из этой среды, где она живет без любви и свободы — главных своих ценностей. Катерина больше не в силах жить эту чужую жизнь в «темном царстве». В отличие от Кабанихи, которая печется лишь о внешнем соблюдении приличий. Катерина очень остро сознает свою греховность. Вспомним Татьяну Ларину. Татьяна не идет на измену, потому что это противоречит ее натуре. Катерина решается на свидание с Борисом от отчаяния, от нехватки любви, свободы. Но именно этот поступок и ломает Катерину. Образ, сопутствующий Катерине — птица. Этот образ символизирует свободу, потребность в ней глубокой натуре Катерины, также символизирует способность подниматься над обычным течением жизни, видеть мир в его истинном свете. Катерина сама себя отождествляет с птицей.
Образы-символы в пьесе
Очень важно обратить внимание на емкое название драмы. Оно имеет символическое значение. Над городом Калиновым в финале проходит гроза, и все герои высказывают свое отношение к ней. Гроза начинает надвигаться, когда Катерина только заговаривает о своей любви (в конце первого действия). Кульминация — признание Катерины и гроза совпадают. Мотив грозы появляется в тексте постоянно. Для Тихона гроза — это ругань и наставления Кабанихи («недели две никакой грозы надо мной не будет»). Кулигин говорит о том, что «каждый цветочек радуется» грозе. Гроза несет не только разрушение, но и созидание. Дикой находится во власти темноты суеверий, поэтому говорит, что гроза «в наказание посылается». Для Катерины гроза — это метафора Божьей кары. Варвара же, наоборот, не боится грозы.
Страшный суд («геенна огненная»), который изображен на разрушающейся постройке (начало пятого действия) символизирует расплату за гибель Катерины, для самой Катерины — возмездие за измену.