... > Литература (ЕГЭ) > История создания романа...

История создания романа «Евгений Онегин»

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

А. С. Пушкин Жанр «Евгения Онегина» Композиция Стиль. «Онегинская» строфа Образ Евгения ОнегинаОбраз Евгения Онегина Образ Владимира Ленского Образ Татьяны Лариной Образ Автора
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

А. С. Пушкин начинает свой роман в 1823 г. в Кишиневе, а заканчивает уже в Болдино в 1830 году. В черновиках Пушкина обнаружена запись «7 лет, 4 месяца, 17 дней». Позже исследователи выяснили, что срок написания был даже больше объявленного автором. Первое название авторское жанра — «большое стихотворение». Но уже в 1823 году Пушкин в письме к своему другу П. А. Вяземскому заявил о том, что пишет «не роман, а роман в стихах – дьявольская разница».

Особенности жанра

Жанр «Евгения Онегина» — роман в стихах. Основная характеристика жанра — это изображение жизни с ее многопроблемностью, повествование о судьбе разных героев. Лирическое начало отражено в фигуре автора. Еще одно авторское определение жанра — «свободный роман» («И даль свободного романа / Я сквозь магический кристалл / Еще не ясно различал»). Свобода проявляется в том, что автор легко переходит от сюжета к лирическим отступлениям, в которых выстраивает диалог с читателем и поднимает обширный круг тем. Роман как бы пишется в диалоге с жизнью, не является чем-то оторванным, придуманным. В. Г. Белинский, известный критик XIX в., называл «Евгений Онегин» «исторической поэмой», поскольку Пушкин отображает в романе «картину русского быта целой эпохи».

Композиция

Композиция произведения такая же сложная, как и построение строфы. Главный принцип композиции — симметрия (зеркальная композиция). Экспозиция — первая глава романа. Завязка второй сюжетной линии (знакомство с Ленским) — вторая глава. Завязка первой сюжетной линии (знакомство Онегина и Татьяны) — третья глава. Первая кульминация и развязка второй сюжетной линии (дуэль) — шестая глава. Вторая кульминация и развязка первой сюжетной линии (отказ Татьяны Онегину) — восьмая глава. 

Композиция писем Онегина и Татьяны параллельна. Параллелизм проявляется и в сне Татьяне ее именинах. 

Совершенно особенная роль отведена образу автора-повествователя, о чем мы еще скажем подробнее. Автор наполняет своими мыслями (лирические отступления) художественное пространство романа, события в тексте могут замедляться (ретардация), но в сюжете все равно будет присутствовать динамика за счет многочисленных лирических отступлений. 

Стиль. «Онегинская» строфа

«Евгений Онегин» отличает стилевое новаторство. Пушкин отказывается от деления на «низкий» и «высокий» стиль, хотя в его время эта тенденция еще не устарела. Автор объединяет множество стилей в одном романе и получает нечто совершенно новое. Фактически Пушкин создает национальный литературный язык. К роману «Евгений Онегин» написано множество комментариев (самые известные филолога М. Ю. Лотмана и писателя В. В. Набокова), поскольку роман наполнен картинами социальных, бытовых явлений, которые не совсем понятны современному читателю. Это затрудняет понимание авторской позиции — мы уже не можем уловить в некоторых случаях иронию или юмор Пушкина. Например:

На кляче тощей и косматой

Сидит форейтор бородатый.

Речь идет об отъезде Лариных в Москву. Форейтор — кучер, сидящий верхом на лошади спереди. Обычно мальчик или подросток. Здесь Автор иронизирует на Лариными, их образом жизни — те вели затворническую жизнь. Выездов не совершалось так давно, что у форейтора уже появилась борода. 

Поэма начинается буквально с действия (герой едет в деревню), имеет открытый финал. После основного корпуса текста следуют фрагменты «Путешествия Онегина». 

Какое настроение вызывают первые строчки романа? В первой строчке можно увидеть отсылку к басне И. А. Крылова «Осел и Мужик» («Осел был самых честных правил»). Уже в первой строфе появляются настроение легкости, воздушности, живая интонация. В 1962 г. А. А. Ахматова, очень внимательный исследователь творчества Пушкина,в своем стихотворении «И было сердцу ничего не надо» так отозвалась о романе: «Онегина воздушная громада, как облако, стояло надо мной». Парадокс заключается в том, что это легкое содержание зафиксировано в достаточно сложной форме, специально сконструированной Пушкиным онегинской строфе.

Написана строфа четырехстопным ямбом со всеми возможными видами рифмовки.


Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.

перекрестная

A

B

A

B

Его пример другим наука;

Но, боже мой, какая скука

С больным сидеть и день и ночь,

Не отходя ни шагу прочь!

парная

C

C

D

D

Какое низкое коварство

Полуживого забавлять,

Ему подушки поправлять,

Печально подносить лекарство,

кольцевая

E

F

F

E

Вздыхать и думать про себя:

Когда же черт возьмет тебя!

смежная(двусишие)

G

G

«Онегин» весь написан такими строфами, кроме писем Татьяны и Онегина, песни девушек. Одна из характерных черт романа — это живая речь, в которой перемешивается и высокая лексика, и разговорные слова.

Образ Евгения Онегина

Имя Евгений — имя вполне литературное (в отличие от имени главной героини). Фамилия образована от реки, которая вряд ли могла принадлежать к какой-либо дворянской усадьбе, значит, и дворянин не мог носить подобную фамилию. Имя и фамилия главного героя — маркер, указывающий на совмещение жизненного и литературного пластов. Это сохраняется и в структуре, сюжете романа.

Где мы сталкиваемся с Евгением Онегиным в первый раз? Повествование начинается с образа героя в дороге. Это очень важная точка. Далее автор делает отступление и рассказывает о детстве и юности героя, показывает его день. Мы видим, что судьба главного героя — это путь духовных исканий. Тема пути, дороги, странствий характерна для мировой литературы и особенно, конечно, преломляется в русском культурном пространстве. Онегину в начале романа 26 лет, главный герой — современный Пушкину персонаж. Как мы знаем, Онегин и автор из одного круга (глава первая, строфы 65–67).

Интересы Онегина — это интересы молодого дворянина круга Пушкина: поверхностное образование и одновременно постижение «науки страсти нежной». Онегин — денди, франт. У него модный туалет, большое внимание герой удивляет своей внешности:

Можно, казалось бы, провести аналогию с разочарованностью Онегина и кругом настроений молодых декабристов, но Онегин не становится революционером. Он посещает салоны, вечера, его жизнь подчинена законам света. Внутри Онегина — пустота. Акцент на внешнем (наряд, светский образ жизни) заменяет внутреннею теплоту. Полные сарказма замечания указывают на надменность главного героя, внутреннюю гордыню. И. В. Киреевский, известный критик, указывал на это свойство главного героя, замечал, что Онегин — «существо совершенно обыкновенное и ничтожное», а Ф. М. Достоевский обозначил Онегина как тип европейского «гордеца». Замечания Достоевского во многом обусловлено тем, что главный герой является представителем байронизма. Байрон — английский поэт-романтик, оказавший невероятное влияние на европейскую и русскую культуру. Отличительные черты байронического героя — это мрачный настрой, сарказм, ум, харизматичность, внутренняя борьба, противопоставление себя принятым общественным нормам. В то же самое время в Онегине есть черты и пушкинских героев романтических поэм (Пленник, Алеко). Часто Онегина сравнивают с Чацким. Эта фамилия встречается и у самого Пушкина в черновиках к роману. Как мы помним, Чацкий вступает в конфликт с фамусовским обществом, но уезжает, покидает Россию, обвиненный в сумасшествии. Оба героя оказываются молодыми людьми с незаурядными способностями, которые не выдерживают давления косной русской действительности. Но дело обстоит сложнее. Тоска в душе Онегина (сплин, хандра) есть некоторая игра, маска, которую потом очень сложно герою отделить от себя. И замечает это Татьяна, исследуя кабинет Онегина. «Уж не пародия ли он?» — спрашивает героиня. В самом деле Онегин проводит 8 лет в столице и становится специалистом в области «науки страсти нежной». Проводит реформы в имении, но все это выглядит как дань либеральной моде. За опасного чудака его принимают только помещики, над которыми автор открыто иронизирует. Особенно ирония автора видна в сцене именин Татьяны:

С своей супругою дородной

Приехал толстый Пустяков;

Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков;

Скотинины, чита седая,

С детьми всех возрастов, считая,

От тридцати до двух годов;

Уездный франтик Петушков,

Мой брат двоюродный, Буянов,

В пуху, в картузе, с козырьком 

 <,,,>

С одной стороны, Онегин презирает общество. Автор дает следующие характеристики своему герою: «модный тиран», «чудак печальный и опасный», «людей он просто не любил». Такое состояние героя автор понимает до определенной границы: «Кто жил и мыслил, тот не может / В душе не презирать людей…». Но растущая душа обычно преодолевает этот кризис (вспомните судьбу лирического героя Блока, Есенина), а у Онегина это заканчивается внутренней пустотой — герой, как замечает Автор, «к жизни вовсе охладел».

В то же самое время нельзя утверждать, что Онегин — это отрицательный герой. Татьяна видит в нем живое начало, потребность в дружбе, любви, но сам Онегин не оставляет себе шанса на счастливую жизнь. Его положение двойственно. Как мы уже сказали, герой презирает окружающее общество, но в то же самое время страшится его. Показательна в этом отношении VI глава, в которой появляется Зарецкий., пустой человек, картежник, дуэлянт:

Глава повес, трибун трактирный,

Теперь же добрый и простой

Отец семейства холостой…

И Онегин прекрасно понимает, что это за человек: «Он зол, он сплетник, он речист…», но именно поэтому он не отказывает в вызове на дуэль, который приносит Зарецкий. Вместо «презренья» Онегин думает о «шепоте, хохотне глупцов». Фактически Онегин убивает Ленского из-за своей гордыни. В финале герой остается один. Он потерял друга, любимую женщину. Автор не обрекает Онегина на вечные страдания — впереди жизнь, которая не помещается в рамки романа. Онегин находится на распутье, впереди — путь. Ю. М. Лотман, известный филолог XX века, комментировавший роман, писал: «Пушкин оборвал роман, «не договорив» сюжета. Он не хотел неисчерпаемость жизни сводить к завершенности литературного текста» (Ю. М. Лотман). Онегин способен на чувство (любовь к Татьяне), сердце его начинает оживать, и пустота постепенно заполняется теплым движением сердца. Автор оставляет шанс герою. В этом смысл открытого финала. 

Образ Владимира Ленского

Ленскому в романе «осьмнадцать лет». Владимир Ленский — герой-романтик, но он наследник немецкой традиции романтизма. Он мягче Онегина. Дружба Онегина и Ленского продиктована тем, что автор назвал «от делать нечего друзья». Онегин изначально смотрит снисходительно на своего товарища: «слушал Ленского с улыбкой». В образе Ленского происходит совмещение литературного и жизненного пластов, что мы уже отмечали выше. Его занятия, приобретенные за границей привычки, внешний облик — это дань традиции романтизма. Вместе с тем, Ленский всегда «сердцем милый был невежда», то есть внутренне оставался степным помещиком. 

Ольга в жизни Ленского занимает место идеальной возлюбленной, необходимого атрибута поэта-романтика. Конечно, он не понимает характера Ольги, не видит ее пустоты и кокетства. Если бы поэт остался жив, его ждала бы участь или великого поэта, или провинциального помещика. Такое совмещение несовместимого (вариативность) — характерная черта романа. Именно об этом говорил Ю. М. Лотман: «За таким построением текста лежало представление о принципиальной несовместимости жизни и литературы». С одной стороны, Автор явно иронизирует над Ленским:

Он пел те дальние страны,

Где долго в лоно тишины

Лились его живые слезы;

Он пел поблеклый жизни цвет

Без малого в осьмнадцать лет

С другой – сочувствует своему юному герою:

Его уж нет. Младой певец

Нашел безвременный конец!

Дохнула буря, цвет прекрасный

Увял на утренней заре,

Потух огонь на алтаре!..

С такой же сердечностью автор описывает памятник поэту на сельском кладбище:

Две сосны корнями срослись;

Под ними струйки извились

Ручья соседственной долины.

Там пахарь любит отдыхать,

И жницы в волны погружать

Приходят звонкие кувшины;

Там у ручья в тени густой

Поставлен памятник простой.

Ленский — это мнимый антипод Онегина, провинциальный романтик, вызывающий смешанные чувства и у автора, и у читателя

Образ Татьяны Лариной

Татьяна Ларина — любимая героиня Пушкина. Обратимся к ее портрету — глава 2, строфа XXV–XXIX. В Татьяне нет кокетства, нет жеманства в отличие от ее сестры Ольги. В ней нет позы — то, что отличало и Онегина, и Ленского (оба играли определенную роль). Если сравнивать имена главных героев, здесь тоже заметим противопоставление. Евгений — имя литературное, в жизни редко встречалось, Татьяна — имя реальное, но не особенного распространенное в дворянской среде: «Впервые именем таким / Страницы нежные романа/ Мы своевольно освятим»). Конечно, и у Татьяны есть своя предшественница — Светлана из одноименной баллады В. А. Жуковского. Фамилия Ларина — отсылает к образу лар (римские божества домашнего очага).

Татьяна — провинциальная девушка, читает сентиментальные романы, верит в гадания. Она привносит черты героев из прочитанных книг в облик «модного тирана» Онегина. 

Ключевые моменты жизни девушки: детство в деревни, письмо Онегину, посещение кабинета Онегина, ярмарка невест в Москве, бал в Петербурге, объяснение с Онегиным. И если посмотреть внимательно, то везде Татьяна очень органична. В детстве она обращалась к няне, страшным сказкам, природе, чтению романов. Татьяну отличает ум, сила воли (решиться написать письмо почти незнакомому мужчине в то время — очень смелый шаг), доброта (отношение к няне, разлука с родными местами). Это очень сильный, цельный, глубокий характер. Среда, в которой росла Татьяна, наполнена традициями и обычаями русской милой старины. Ее родители — хлебосольные хозяева, щедрые, гостеприимные. Их главные качества — простота и доброта. Конечно, юная Татьяна думает о другой жизни, но события складываются таким образом, что она практически повторяет судьбу своей матери. 

Когда Татьяна отправляет письмо Онегину, она просит няню рассказать ей о своем браке. Нянины слова: «так видно, Бог велел» — не задевают Татьяну, хотя в конце романа ее ответ Онегину («Но я другому отдана, и буду век ему верна»») становится параллелью рассказу няни. 

Во время посещения кабинета Онегина она проникается внутренней жизнью своего героя. Чтения его книг, разглядывания деталей интерьера (статуэтка Наполеона) наводит ее на мысль о внутренней пустоте ее избранника: «Уж не пародия ли он?» В этой точке мнения автора и героини совпадают, смысловой центр смещается на главную героиню. Читатели начинают догадываться, что истинный антипод Онегина — Татьяна. 

Сравнивая письма Онегина и Татьяны, В. К. Непомнящий, филолог, исследователь творчества Пушкина, заметил, что письмо Онегина — это страсть, и в нем слышно Я, а письмо Татьяны — это любовь, и там главное — ТЫ. 

Сон Татьяны связан с последующей сценой именин в романе. Встречаются переклички на уровне образов.

Сон

Именины

Лай, хохот, пенье, свисти хлоп.

Людская молвь и конский топ!

Лай мосек, чмоканье девиц, 

Шум, хохот, давка у порога…

Сон в композиции и сюжете романа выполняет две функции. С одной стороны, он указывает на дальнейшее развитие событий. С другой, сон целиком связан с народной культурой, подчеркивает самобытность характера Татьяны. Образ Татьяны представлен в развитии. Она меняется, в конце романа превращается в царицу светского общества:

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взор, наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей,

Все тихо, просто было в ней… 

В то же самое время ее внутренние качества сохраняются. Ее мир соединяется с ослепительной дворянской культурой. В образе Татьяны намеренно подчеркнута народность, русская национальная традиция. Именно Татьяна становится «милым идеалом» для Автора. Татьяна в своем монологе Онегину, в своем отказе дает ему важный жизненный урок — героиня говорит о любви к нему, но для нее важнее оказываются такие качества, как верность, нравственность, внутренняя сила. Татьяна отвергает Онегина не потому, что боится нарушить внешние приличия (вспомним отосланное письмо Онегину). Она понимает, что для нее невозможно построить счастье на несчастье другого человека. Фактически Татьяна преподносит урок не только Онегину, но и всем читателям. Смысл этого урока — оставаться верным себе, своим внутренним принципам. 

Образ Автора

Образ Автора в романе — это центр лирического плана романа. Автор постоянно находится в живом диалоге с читателем, выступает одновременно как друг Евгения Онегина, в конце романа — как создатель. Множество тем, поднятых в лирических отступлениях позволяет говорить о романе как «энциклопедии русской жизни». Автор проявляется в романе в своем лирическом дневнике и рассказе о современности. 

В начале романа Автор намекает на ссылку, в которой находится:

Там некогда гулял и я:

Но вреден север для меня.

Придет ли час моей свободы?

Пора, пора! – взываю к ней;

Брожу над морем, жду погоды,

Маню ветрила кораблей.

Эти намеки продолжаются до 6 главы. Если сначала речь идет о южных краях, затем мы понимаем, что автор находится в России:

А ты, младое вдохновенье,

Волнуй мое воображенье,

Дремоту сердца оживляй,

В мой угол чаще прилетай,

Не дайо стыть душе поэта,

Ожесточиться, очерстветь

И наконец окаменеть

В мертвящем упоенье света,

В сем омуте, где с вами я

Купаюсь, милые друзья!

С этого момента мы видим автора в свете, то есть его заточение кончилось. В «Путешествии Онегина» есть указание на встречу Онегина и Автора в 1823 году: автор упоминает о своей симпатии в отношении главного героя, но в то же время замечает: «Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной». Онегин и Автор — приятели, которых многое сближает, однако же автор часто иронизирует над своим героем. Вообще, лирические отступления создают эффект живой жизни романа. Темы отступлений — политика, красавицы, русская речь, альбомы уездных барышень, вино, природа, литература. Легкие темы перестает в глубокие философские рассуждения, которые затем сменяются ироничными жизненными наблюдениями Автора. 

Заметна в тексте эволюция образа Автора. Его ирония и юмор не всегда легко дают это увидеть, но меняются идеалы, интересы. В 6 главе автор уходит от воспоминаний к будущему, наступает зрелость:

Так, полдень мой настал, и нужно
Мне в том сознаться, вижу я.
Но так и быть: простимся дружно,
О юность легкая моя!
Благодарю за наслажденья,
За грусть, за милые мученья,
За шум, за бури, за пиры,
За все, за все твои дары;
Благодарю тебя. Тобою,
Среди тревог и в тишине,
Я насладился... и вполне;
Довольно! С ясною душою
Пускаюсь ныне в новый путь
От жизни прошлой отдохнуть.

В восьмой главе Автор предстает изменившимся, как и его герой Евгений Онегин: мудрость жизни открывается Автору, и он возвращается к началу начала — Лицею:

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал,

В те дни в таинственных долинах,

Весной, при кликах лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне.

Моя студенческая келья

Вдруг озарилась: муза в ней

Открыла пир младых затей,

Воспела детские веселья,

И славу нашей старины,

И сердца трепетные сны.

Вся прежняя суетливая светская жизнь — «шум пиров», а Муза поэта, поменявшая столько лиц (Вакханочка, Людмила), становится «барышней уездной с французской книжкою в руках». Так, автор готовит читателя к финальной встрече с Татьяной.

«Лишний человек»

Пушкин вводит в русскую литературу социально-психологический новый тип героя, название этому типу дадут гораздо позже. Речь идет о «лишнем человеке». Термин «лишний человек» появляется в пространстве русской культуры в 1850 г. Тургенев публикует повесть «Дневник лишнего человека». Постепенно этот термин становится одним из архетипов русской литературы. Итак, кто же относится к лишним людям? 

Обычно это герои, во многом родственные романтическим бунтарям, но характеры лишних людей показаны, как правило, в развитии (знаем о детстве, юности, то есть обо всем, что формировало героя). Лишние люди — это герои с чертами усталости от жизни, им скучно с окружением, общество они презирают. Для них характерен цинизм, разочарованность, холодный ум. Самое главное в этом типе – это то, что люди с дарованием не могут найти себе места в русской жизни. 

Лишние люди в русской литературе

Чацкий

комедия «Горе от ума»

А. С. Грибоедов

Евгений Онегин

роман в стихах 

«Евгений Онегин» А. С. Пушкин

Г. Печорин

роман 

«Герой нашего времени»

М. Ю. Лермонтов