История создания романа «Обломов» И. А. Гончарова
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Замысел романа появился у
Композиция романа «Обломов»
Особенность композиции романа «Обломов» — две экспозиции.
Одна из них, как мы помним, связана с историей создания. Это глава «Сон Обломова», напечатанная в «Отечественных записках» за 10 лет до печати всего романа. Вторая — комната на Гороховой улице. «Сон Обломова» — начало жизни главного героя. Петербург и квартира — начало действия в романе.
Ч. 1 | Ч. 2–3 | Ч. 4 |
---|---|---|
Экспозиция (до IV главы) | Основное действие (история любви Обломова и Ольги Ильинской) | Эпилог |
Образ Обломова
Илья Обломов — дворянин в чине коллежского секретаря, ему 32–33 года. Его имя имеет несколько толкований. «Обло» — обломок, кусочек чего-то цельного, по смыслу фамилия связана с гл. обломаться, обламываться. Другое значение имеет связь с лексемой «облый» — округлый, округловатый (по словарю В. И. Даля). Повторение имени и отчества символизирует замыкание рода на Обломове. Есть родственная связь между Ильей Обломовым и богатырем Ильей Муромцем, пролежавшим 33 года на печи, но отправившимся на подвиги потом.
Обломовка
Деревня, родовое имение, из которого приехал в Петербург Илья Ильич Обломов, снится ему (глава «Сон Обломова»). Что же представляет собой Обломовка?
Обломовка — это райское место, застывший во времени миф. Обломов — носитель этого мифа. Это идиллия, в которой нет проявления индивидуальных чувств, определенный порядок природного существования. Обломовка, с одной стороны, олицетворяет пассивность, лень. С другой стороны, она воплощает народное, фольклорное начало. Обломовка — символ Золотого века, райского существования человечества, мир детства без проблем взрослого человека.
Посетители Обломова
Что приносят с собой посетители? Кто они? Все они приглашают Обломова на загородное гуляние по случаю открытия дачного сезона. Попадают из водоворота петербургской жизни в квартиру главного героя. Обломов говорит: «Не подходите, не подходите: вы с холода!». Все эти посетители — натуры мелкие, смешные. Все они в каком-то смысле представляют вариант судьбы Обломова. Ни в ком из них Обломов не видит осмысленной деятельности. На это указывают и говорящие фамилии героев: Пенкин — поверхностный, Тарантьев — тарантул, тарахтит, Судьбинский — зависит от судьбы, от случая, Волков — рыщет как волк и т. д.
Обломовщина
Н. Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?» (1859) дал понятие этому явлению. По мнению Добролюбова, обломовщина — это явление, касающееся людей «лишних» в эпоху подъема общества. Они выбирают прозябание, лень, пассивность, праздность. В таком определении есть рациональное начало, но все-таки понятие обломовщины гораздо шире.
Илья Ильич Обломов каждому из своих посетителей говорит практически одно и то же: «Где же тут человек?», «Где же человечность-то?.. Человека, человека давайте мне!.. Любите его…».
Обратим внимание на такую характеристику обычного для Обломова состояния:
«Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием...».
Обломов отказывается от деятельности. Но ведь отказывается он от праздных действий, никуда не ведущих. Обломов — это человек, который сознательно не действует. В каждой религии мира есть монахи — люди, который стараются уменьшить меру своего присутствия в мире. Конечно, Обломов отнюдь не монах. Между ними нельзя поставить знак равенства. Диалог Обломова со своими посетителями — это спор, здесь сталкиваются два отношения к жизни. Таким образом, бездействование Обломова — это протест против бессмысленной пустой жизни.
Андрей Иванович Штольц
Последний из посетителей Обломова — Штольц, давний друг детства Ильи Ильича. Андрей Штольц — сын управляющего соседнего имения. По своим привычкам и образу жизни является полным антиподом Обломова.
У Штольца присутствуют такие важные положительные качества, как трезвость, знание жизни и людей, трудолюбие. Он всего достиг в жизни самостоятельно. Штольц очень активен, но Обломов не видит в бесконечном труде Штольца осмысленности, он видит, что деятельность Андрея Штольца также ведет к разрушению цельности, растрачиванию впустую личности. Штольц работает «для самого труда, и ничего больше». Деятельность его в романе прокомментирована автором весьма расплывчато. Штольц, как и Обломов, это символ. Обломов — абсолютная пассивность. Штольц — абсолютная активность. Штольц целиком погружен в жизнь, Обломов — нет. Штольц решает «разбудить» своего друга.
Не раз отмечалось, что образ Штольца несколько ходульный. Гончаров был не совсем удовлетворен образом этого героя. А. П. Чехов писал об этом герое: «Наполовину он сочинен, на три четверти ходулен». Штольц состоит как бы из одной идеи, он наименее живой персонаж в романе.
Испытание любовью
Очень важный мотив в романе — испытание. Испытанию подвергается не только Обломов, но и Штольц. Обломов влюбляется в Ольгу Ильинскую, молодую девушку, которая также хочет пробудить к жизни Илью Ильича Обломова. Попытка Ольги и Штольца, как известно, становится неудачной. Обломов женится на вдове Агафье Матвеевне Пшеницыной.
Кажется, что Обломов не выдерживает пресловутое испытание любовью. Герой гибнет от удара (фактически от того образа жизни, который вел). Но если вдуматься, то испытание не проходит и концепция жизни Штольца. Его воззрения о том, что все можно переделать разумными действиями, практическими действиями, остаются только убеждениями. Именно Штольц впервые говорит об обломовщине как некоем явлении. Таким образом, в романе автор не выводит единственно правильной концепции понимания жизни.