... > Литература (ЕГЭ) > Изобразительно-выразительные средства: тропы,...

Изобразительно-выразительные средства: тропы, звукопись

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Звукопись Тропы Лексика определённой группы Фигуры речи Синтаксические средства
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

На данном уроке мы узнаем, что троп - слово в переносном значении. Познакомимся с самыми распространенными тропами и звукописью. Таймкод: 0:00 План урока 0:27 Метафора 0:49 Метонимия 1:09 Синекдоха 1:36 Эпитет 2:11 Олицетворение 2:39 Сравнение 3:04 Перифраз 3:21 Аллегория 3:38 Гипербола 4:00 Литота 4:13 Ирония 4:25 Оксюморон 4:36 Звукопись 5:27 Итоги Понравилось, как преподаватель объясняет материал? Получи ещё больше полезного контента о подготовке к экзаменам в наших соц.сетях: https://clck.ru/Zr7kn - канал в Дзене, где разбираем сложные темы в образовании https://vk.com/domy24 - паблик ВК, в котором постоянно проводят розыгрыши и конкурсы А обо всем, что мы делаем, можно узнать у нас на сайте: https://center-think.ru/

К средствам художественной выразительности относятся фонетические, лексические средства (тропы), лексика определённой группы, синтаксические средства и фигуры речи.

  • Звукопись. Это фонетический приём, основанный на повторе одинаковых звуков, для усиления звучания фразы.

Ассонанс — повторение в строке, строфе или фразе однородных гласных звуков: «люблю берёзу русскую, то светлую, то грустную» (А. Прокофьев).

Аллитерация — повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность: «Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка...»

  • Тропы — слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении.

Гипербола — преувеличение («реки крови», «море смеха»).

Литота — преуменьшение: «мальчик с пальчик», «избушка на курьих ножках», «мужичок с ноготок».

Метафора — троп, скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»...). В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.

Метонимия — замена одного слова или выражения другим на основе близости значений (переносы: с сосуда на содержимое: съешь ещё тарелочку; с одежды/аксессуара на человека: очкарик; с автора на произведение: читать Гоголя; с места на жителей: Москва встречает гостей; с изделия на материал: носить меха).

Перифраза — одно слово дано через фразу («царь птиц» вместо «орел», «царь зверей» — вместо «лев»).

Олицетворение — перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые (телефон поёт, река играет).

Синекдоха — перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного (чаще всего) отношения (целое через единицу): «И слышно было до рассвета, как ликовал француз» (М. Ю. Лермонтов).

Сравнение — слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации — другой. («Сильныи,̆ как лев», «сказал как отрезал»...).

Аллегория — конкретное изображение предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль.

Гротеск — изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях (вместо головы — органчик (М. Е. Салтыков-Щедрин)).

Ирония — выражение насмешки или лукавства с помощью иносказания.

Сарказм — презрительная, язвительная насмешка; высшая степень иронии.

Эпитет — образное определение («парус одинокий», «роща золотая»). Ищем прилагательные или причастия.

Оксюморон — троп, основанный на сочетании слов с противоположным значением.

  • Лексика определённой группы.

Синонимы — слова, близкие по значению (мужественный — смелый).

Антонимы — слова, противоположные по значению (добрый — злой).

Омонимы — слова разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию (коса: в значении причёски, в значении орудия).

Диалектизы — слова определённой местности.

Неологизмы — слова, недавно появившиеся в языке; слова, придуманные каким-либо писателем.

Фразеологизмы — устойчивые неделимые словосочетания (во всю ивановскую, сломя голову).

Историзмы — устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предметов или явлений в жизни (боярин, дворянин).

Архаизмы — устаревшие слова, заменённые в современном языке синонимами (ланиты (щёки), червонный (красный)).

  • Фигуры речи (стилистические фигуры) — худ. средства, связанные с построением предложений, словосочетаний, текста в целом.

Анафора — повторение начальных слов, строки, строфы или фразы.

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная, Матушка-Русь!...

(Н. А. Некрасов)

Антитеза — противопоставление понятий или явлений (убогая/обильная, забитая / всесильная).

Бессоюзие (асиндетон) — предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Фигура, придающая речи динамичность и насыщенность.

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века —

Всё будет так. Исхода нет.

(А. Блок)

Многосоюзие (полисиндетон) — избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчеркивает отдельные слова, усиливает ее выразительность:

И волны теснятся, и мчатся назад,

И снова приходят, и о берег бьют...

(М. Лермонтов)

Градация — ряд однородных членов предложения с нарастанием или ослаблением их эмоционально-смысловой значимости. Градация усиливает эмоциональное звучание стиха:

Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдет, как с белых яблонь дым.

(С. Есенин)

Инверсия — нарушение общепринятой грамматической последовательности речи (не подлежащее-сказуемое-второстепенные); перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок.

Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням

(А. С. Пушкин)

Параллелизм — сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ.

В синем море волны плещут.

В синем небе звезды блещут.

(А. С. Пушкин)

Парцелляция — экспрессивный синтаксический приём интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь»).

Эллипсис — пропуск одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого):

Мы села — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги.

Эпифора — стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз.

Риторический вопрос — вопрос, не предполагающий ответа, усиливающий эмоциональность высказывания, его выразительность.

Риторическое восклицание — в форме восклицания утверждается то или иное понятие. Риторическое обращение — носит условный характер. Оно сообщает поэтической речи нужную авторскую интонацию.

Умолчание — невысказанность, недоговоренность. Намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о высказанном. В тексте можно увидеть с помощью многоточия.

Но этот крест, но этот ковшик белый... Смиренные, родимые черты!

(И. А. Бунин)

  • Синтаксические средства — это приёмы, связанные с особым синтаксическим строем предложения / теста.

    • Вводные слова и словосочетания.

    • Восклицательные / вопросительные предложения.

    • Цитирование.

    • Ряды однородных членов предложения.