Лирика А. А. Фета
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Анализ стихотворения «Шепот, робкое дыхание» А. Фет (1850 г.)
жанр | стихотворение |
размер | хорей |
Анализ стихотворения «Еще майская ночь» (1857 г.)
жанр | стихотворение |
размер | ямб |
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна — любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь,
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
Свидание влюбленных (тема стихотворения) в дворянской усадьбе в комнате с окнами, выходящими в сад.
Композиционно стихотворение делится на две части. Первая часть — встреча в прошлом, вторая — встреча в настоящем. Первую часть завершает стих, который повторится в конце стихотворения. Такое построение стихотворения служит для того, чтобы подчеркнуть светлое чувство, пронесенное лирическим героем сквозь годы.
Какова основная идея стихотворения?
Фиксация мгновенья счастья, которое наполняет жизнь смыслом.
С каким стихотворением можно сопоставить данный текст и почему?
«Я помню чудное мгновенье» А. С. Пушкина. Повторяется тема и идея пушкинского стихотворения.
Мир Фета — это мир красоты, это мир усадьбы, сада, журчания ручья. Фет — поэт и певец чистой красоты.
Как в этом стихотворении связаны пейзажные зарисовки и чувства лирического героя?
Сад и свидание влюбленных в первой части стихотворения задают общий тон. Поэт рисует рай на земле. Образ сада всегда в русской литературе имеет отсылку прямую или неявную к библейской традиции, саду райскому. Так любовь главного героя наполняется особым смыслом, достигает духовных высот. Любовь лирического героя у Фета не причиняет страдание (как у героя Лермонтова), она освещает путь и приводит снова через много лет ко встрече с любимой.