... > Литература (ЕГЭ) > Лирика В. Маяковского

Лирика В. Маяковского

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Любовная лирика В. Маяковского «Облако в штанах»
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Любовная лирика В. Маяковского — это отдельная страница в русской поэзии. Любовной лирике Маяковского совершенно не соответствует интимность.

Его любовь — это «громада» (образ громада-любовь из поэмы «Люблю» (1926)), она заполняет все пространство вокруг (еще один характерный образ Маяковского, когда лирический герой — «сплошные губы»). Тем не менее, лирике поэта свойственна интонация исповеди. Именно любовь, по Маяковскому, способна преобразить мир. Лирический герой, как правило, рассказывая о любви, пишет только о своих чувствах, он остается сильной бунтующей личностью, наследуя черты романтического мироощущения.

Любовная тема в поэме «Облако в штанах» (1915) В. Маяковского

«Облако в штанах» — поэма, написанная Маяковским в 1915 году. Композиция распадается на 4 части, посвящённых: любви, искусству, устройству государственному, религии. Как сам поэт называл эту композицию — «четыре крика четырех частей». Поэма относится к раннему периоду творчества поэта. Лирический герой ранней лирики Маяковского — это бунтующая личность, которая стоит в оппозиции к толпе, это принципиально одинокий герой с маской циника, хулигана, но имеющий доброе сердце, сопереживающий всей боли на земле. Четыре части поэмы — это четыре «долой»: «долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию». Обратимся к первой части.

Сюжет это части разворачивается вокруг ожидания героини, которая опаздывает на свидание. Герой, ожидающий девушку, конечно, романтический герой, представленный со свойственной Маяковскому гиперболизацией:

Проклятая!

Что же, и этого не хватит?

Скоро криком издерется рот.

Слышу:

тихо,

как больной с кровати,

спрыгнул нерв.

И вот,—

сначала прошелся

едва-едва,

потом забегал,

взволнованный,

четкий.

Теперь и он и новые два

мечутся отчаянной чечеткой.

Героиня приходит и сообщает, что выходит замуж. Используя оксюморон («пульс покойника»), метафору (любовь сравнивается с похищением из Лувра «Джоконды»). Переживания лирического героя подчеркнуты контрастным изображением внешнего вида лирического героя («абсолютно спокоен») и внутреннего «пожара сердца». Финал первой части — развернутая метафора катастрофы, пожара, который выжигает душу, но «не выскочишь из сердца». В следующей части лирический герой обвиняет своих коллег-поэтов в том, что они вместо изображения настоящего «выкипячивают» «из любви и соловьев какое-то варево». Маяковский, со своим видением любви, им, конечно же, противостоит.

Тема любви, таким образом, переживается поэтом трагически и в лирике, и в поэме «Облако в штанах». Подчеркнем, что такое звучание любовной теме придает особое переживание мира вокруг, в котором счастливым быть невозможно.