Лирика С. А. Есенина
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Главной особенностью лирики
Хороша была Танюша, краше не было в селе,
Красной рюшкою по белу сарафан на подоле.
У оврага за плетнями ходит Таня ввечеру.
Месяц в облачном тумане водит с тучами игру.
Эта девушка, по Есенину, органическая часть любимого мира, деревянной ситцевой России.
Лирический герой постепенно все дальше отходит от деревни, погружаясь в атмосферу города. Именно это столкновение стало роковым в судьбе поэта. В сборниках «Москва кабацкая» (1923), «Исповедь хулигана» (1921) поэт рисует образ города, в котором нарушен уклад жизни (можно сравнить с образом темного города из стихотворения «Незнакомка» А. А. Блока), в котором только «пьют, дерутся и плачут». Лирическая героиня также становится частью этого страшного пространства:
Пой же, пой. На проклятой гитаре
Пальцы пляшут твои вполукруг.
Захлебнуться бы в этом угаре,
Мой последний, единственный друг.
Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашел.
<…>
Пой, мой друг. Навевай мне снова
Нашу прежнюю буйную рань.
Пусть целует она другова,
Молодая, красивая дрянь.
«Шаганэ ты моя, Шаганэ» (1925)
Цикл «Персидские мотивы» был написан Есениным в 1924–25 гг. В это время Есенин уходит от темы города и обращает внимание на Восток. Все стихотворения из «Персидских мотивов» были написаны во время поездок на Кавказ в двадцатых годах. Цикл относится к последнему этапу творческого пути поэта. В «Персидских мотивах» явно можно уловить ориентацию на поэзию Пушкина, Лермонтова. В этих стихотворениях лирический герой Есенина ищет гармонию с миром, самим собой. Появляется в цикле ностальгия по Родине. К этому же циклу относится стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ» (1925). В последние года Есенин приходит к пушкинскому пониманию любви и жизни. Его философская концепция в этот период выражена словом «принимаю». В любовной лирике последнего этапа нет надломленности, есть принятие мира и прощание с ним.