Лирика С. А. Есенина

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Есенин
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Главной особенностью лирики Есенина, конечно, является попытка нарисовать Крестьянскую Русь, олицетворение рая на земле для поэта. Вся его поэзия пронизана библейскими мотивами, символами, удивительной концепцией всеединства всего живого. Если говорить о форме стихотворений, здесь можно четко уловить тенденцию к лаконизму, ясным рифмам, чистым краскам. Есенин начинал как имажинист. Для этого направления характерна насыщенная образность, метафоричность. Однако Есенин, заявляя, что слово само по себе обладает всеми свойствами живого, сам стремился к простоте образа. На начальном этапе лирическая героиня любовной лирики предстает в образе простой девушки с явными фольклорными чертами, жизнь героини обрывается трагически:

Хороша была Танюша, краше не было в селе,

Красной рюшкою по белу сарафан на подоле.

У оврага за плетнями ходит Таня ввечеру.

Месяц в облачном тумане водит с тучами игру.

Эта девушка, по Есенину, органическая часть любимого мира, деревянной ситцевой России.

Лирический герой постепенно все дальше отходит от деревни, погружаясь в атмосферу города. Именно это столкновение стало роковым в судьбе поэта. В сборниках «Москва кабацкая» (1923), «Исповедь хулигана» (1921) поэт рисует образ города, в котором нарушен уклад жизни (можно сравнить с образом темного города из стихотворения «Незнакомка» А. А. Блока), в котором только «пьют, дерутся и плачут». Лирическая героиня также становится частью этого страшного пространства:

Пой же, пой. На проклятой гитаре

Пальцы пляшут твои вполукруг.

Захлебнуться бы в этом угаре,

Мой последний, единственный друг.

Не гляди на ее запястья

И с плечей ее льющийся шелк.

Я искал в этой женщине счастья,

А нечаянно гибель нашел.

<…>

Пой, мой друг. Навевай мне снова

Нашу прежнюю буйную рань.

Пусть целует она другова,

Молодая, красивая дрянь.

«Шаганэ ты моя, Шаганэ» (1925)

Цикл «Персидские мотивы» был написан Есениным в 1924–25 гг. В это время Есенин уходит от темы города и обращает внимание на Восток. Все стихотворения из «Персидских мотивов» были написаны во время поездок на Кавказ в двадцатых годах. Цикл относится к последнему этапу творческого пути поэта. В «Персидских мотивах» явно можно уловить ориентацию на поэзию Пушкина, Лермонтова. В этих стихотворениях лирический герой Есенина ищет гармонию с миром, самим собой. Появляется в цикле ностальгия по Родине. К этому же циклу относится стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ» (1925). В последние года Есенин приходит к пушкинскому пониманию любви и жизни. Его философская концепция в этот период выражена словом «принимаю». В любовной лирике последнего этапа нет надломленности, есть принятие мира и прощание с ним.