... > Литература (ЕГЭ) > «Новый человек» в...

«Новый человек» в романах Тургенева И. С. Жанровое своеобразие романа «Отцы и дети»

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Особенности романа История создания романа Композиция романа Система образов в романе Внешний конфликт Образ Базарова Внутренний конфликт Анна Сергеевна Одинцова Ученики Базарова Трагическая фигура Базарова
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Особенности романа И. С. Тургенева:

  • Относительно небольшой по объему (быстрое развитие действия, обилие диалогов).

  • Роману Тургенева свойственна полифоничность (сталкиваются множество смыслов).

  • Привязка к конкретному историческому периоду. В романе «Отцы и дети» указан 1859 год — время накануне реформы.

  • Каждый роман Тургенева выстраивается вокруг нового типа героя. В романе «Отцы и дети» — вокруг нигилиста Базарова.

История создания романа «Отцы и дети»

Замысел романа «Отцы и дети» возникает у Тургенева в 1860 году. В 1861 году писатель завершает роман, и уже в 1862 «Отцы и дети» печатаются в журнале «Русский вестник». И. С. Тургенев посвящает свой роман критику В. Г. Белинскому, разночинцу, представителю либерального лагеря. Это не только посвящение, но и указание на нового героя, которого автор выводит на страницах произведения. После выхода романа в обществе разгорается острая дискуссия о содержании романа. М. Антонович в своей статье «Асмодей нашего времени» критикует Тургенева за дискредитацию образа «детей» в обществе. Д. И. Писарев (статья «Базаров»), наоборот, заявляет о том, что Тургенев написал типическое произведение с ясными, понятными реальными характерами персонажей. Глубже всего подошел к роману критик Н. Н. Страхов: «Читатель чувствует, что за миражом внешних действий и сцен льется такой глубокий, такой неистощимый поток жизни, что все эти действия и сцены, все лица и события ничтожны перед этим потоком».

Композиция романа «Отцы и дети»

Глава 1

Экспозиция 1.

История Николая Петровича Кирсанова

Глава 2, 3

Экспозиция: портрет, характеристика Евгения Базарова

Главы

4–11

Завязка внешнего конфликта. Развитие действия.

Споры Базарова и Павла Петровича

Главы 12, 13

Начало развития внутреннего конфликта. Встреча с Ситниковым и Кукшиной

Глава 14

Завязка внутреннего конфликта. Встреча с А. С. Одинцовой

Главы 15–17

Развитие действия. Любовь Базарова

Главы 18, 19

Кульминация внутреннего конфликта. Объяснение Базарова и Одинцовой

Главы 20, 21

Углубление внутреннего конфликта. Встреча с родителями Базарова

Главы 22, 23

Развитие внешнего конфликта. Взаимоотношения с Фенечкой Павла Петровича, Николая Петровича, Базарова

Глава 24

Кульминация и развязка внешнего конфликта. Дуэль Базарова и Павла Петровича

Главы 25–27

Развязка внутреннего конфликта. Смерть Базарова

Система образов в романе «Отцы и дети»

Кирсановы

Павел Петрович

Николай Петрович

Аркадий

«…в это мгновение вошел в гостиную человек среднего роста...»


«...его коротко остриженные седые волосы...»


«Он с детства отличался замечательною красотой...»


«...от него пахло какими-то необыкновенными, удивительно «благородными» духами...»

«Он начал появляться всюду, как только вышел в офицеры. Его носили на руках, и он сам себя баловал, даже дурачился, даже ломался; но и это к нему шло...»


«...с тем особенным отпечатком, который дается человеку одним лишь долгим пребыванием в высших слоях общества…»


«Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова...»

«...Павел Петрович подавлял всех, даже Прокофьича, своею леденящею вежливостью...»

«На двадцать восьмом году от роду он уже был капитаном; блестящая карьера ожидала его. Вдруг все изменилось...»

«Он вышел в отставку, несмотря на просьбы приятелей, на увещания начальников, и отправился вслед за княгиней; года четыре провел он в чужих краях, то гоняясь за нею...»

«Он придерживается славянофильских воззрений...»


«...он вообще всю жизнь свою устроил на английский вкус...»

«В Дрездене, на Брюлевской террасе, между двумя и четырьмя часами, в самое фешенебельное время для прогулки, вы можете встретить человека лет около пятидесяти, уже совсем седого и как бы страдающего подагрой, но еще красивого, изящно одетого и с тем особенным отпечатком, который дается человеку одним лишь долгим пребыванием в высших слоях общества. Это Павел Петрович. Он уехал из Москвы за границу для поправления здоровья и остался на жительство в Дрездене, где знается больше с англичанами и с проезжими русскими. С англичанами он держится просто, почти скромно, но не без достоинства; они находят его немного скучным, но уважают в нем совершенного джентльмена, «a perfect gentleman». С русскими он развязнее, дает волю своей желчи, трунит над самим собой и над ними; но все это выходит у него очень мило, и небрежно, и прилично. Он придерживается славянофильских воззрений: известно, что в высшем свете это считается très distingué. Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя».

«...веселый, свежий, румяный появился Николай Петрович...»

«...Николай Петрович прихрамывал, черты имел маленькие, приятные, но несколько грустные, небольшие черные глаза и мягкие жидкие волосы...»

«Николай Петрович успел, еще при жизни родителей и к немалому их огорчению, влюбиться в дочку чиновника Преполовенского... <...> Он женился на ней...»

«Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались...»

«Я человек мягкий, слабый...»


«Душевно рад, — начал он, — и благодарен за доброе намерение посетить нас...»

«Он любил помечтать; деревенская жизнь развила в нем эту способность...»

«...он охотно ленился, но и читал охотно, и боялся общества…»

«…играл с чувством, хотя и неопытною рукою «Ожидание» Шуберта…»

«И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе...»


«…в небольшой приходской церкви, тихо и почти без свидетелей, состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой...»

«…так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца...»

(Базаров об Аркадии) «Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!..»

«Как вам сказать… Он хищный, а мы с вами ручные.

— И я ручной?

Катя кивнула головою».

«Катя обожала природу, и Аркадий ее любил, хоть и не смел признаться в этом...»

«Я теперь уже не тот заносчивый мальчик, каким я сюда приехал, — продолжал Аркадий, — недаром же мне и минул двадцать третий год; я по-прежнему желаю быть полезным, желаю посвятить все мои силы истине; но я уже не там ищу свои идеалы, где искал их прежде; они представляются мне… гораздо ближе. До сих пор я не понимал себя, я задавал себе задачи, которые мне не по силам… Глаза мои недавно раскрылись благодаря одному чувству…»

Внешний конфликт

На первый план в романе выходит конфликт поколений. Об этом размышляет и Николай Петрович, вспоминая ссору со своей матушкой: «Вот теперь настала и наша очередь, и наши наследники могут сказать нам: вы, мол, не нашего поколения, глотайте пилюлю». Николай Петрович не выполняет родительскую волю: он сын боевого генерала, но идет в штатскую службу, затем влюбляется в дочку чиновника и женится на ней. Но конфликт отцов и детей — обычный конфликт поколений, сопутствующий человечеству. Роман написан в 1860 году — это время накануне серьезных реформ в России. В романе сталкиваются два разных социальных класса — дворяне и разночинцы. Главные антагонисты в романе — Павел Петрович, исповедующий «принсипы» (свод аристократических норм поведения, вера в цивилизацию и прогресс) и Евгений Базаров, будущий врач, сын военного лекаря, провозглашающий нигилизм, отрицающий существующее мироустройство.

Образ Базарова

Е. А. Базаров — разночинец (интеллигент, не принадлежавший к дворянскому сословию), сын полкового лекаря, будущий медик, нигилист, атеист и материалист. Нигилисты отрицают авторитеты, существующий порядок, искусство, красоту. Выступают за материализм.

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ей работник».

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

«Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки».

«Всякий человек сам себя воспитать должен — ну хоть как я, например».

«Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем».

Казалось бы, споры Базарова с Павлом Петровичем предопределены, поскольку эти люди диаметрально противоположные. С другой стороны, именно эти герои оказываются ближе всего друг другу в контексте романа. Базарова и Павла Петровича роднит идеология. Оба героя исповедуют определенную идею и пытаются себя под эту идею подогнать. У Павла Петровича — «принсипы», англомания. У Базарова — нигилизм. Все это не более как умственная игра. Дуэль между ними происходит из-за задетого самолюбия. Схожа и судьба героев: Базаров и Павел Петрович влюбляются, и эта любовь становится роковой для всей их жизни. Одиночество героев закономерно, потому что от живой жизни их отделяет идеология.

Николай Петрович, Фенечка, Катя Локтева, чуть позже Аркадий становятся героями, которые отражают живую жизнь. Открытого Николая Петровича и бескорыстную Фенечку, женщину «неблагородного происхождения», связывает общий ребенок. Фенечка с ее теплом, материнством противопоставлена холодной рациональной Одинцовой. Это прямое нарушение правил и теорий — незаконная связь. Чуткая натура с твердым характером Катя Локтева, сестра Одинцовой, носит другую фамилию. Так подчеркивается ее отличие от сестры. Все названные герои не стремятся строить свою жизнь в рамках определенной идеологии, они просто живут.

Внутренний конфликт

В начале романа Базаров — циничный герой, свято верящий в материализм, рациональность. Материализм — это течение, в основе которого лежит утверждение о рациональном познании мира. Автор проводит Базарова через испытание любовью и смертью. Базаров влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, и его концепция о физиологическом объяснении любви между мужчиной и женщиной терпит крах.

Анна Сергеевна Одинцова

Одинцова — богатая вдова, у нее прекрасное образование, аристократические манеры. У нее воспитывается младшая сестра Катя Локтева. Анна Сергеевна уверена в себе, умна, ценит комфорт и покой. Этим она не готова пожертвовать ради Базарова. Неспособна на сильные чувства. «Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время». Все в ее доме «в течение дня совершалось в известную пору». По сути Одинцова — это образец для Базарова. Человек, который действительно относится ко всему прохладно, рационально.

Изначально Базаров видит в Одинцовой «богатое тело», «госпожу — ой-ой-ой», «бабу с могом». Чуть позже — «бабу с мозгом». Базаров с ней старается показаться наиболее циничной стороной, а когда остается в одиночестве, ругает себя за романтизм. Любовь к Анне Сергеевне становится переломной точкой на жизненном пути Базарова. В эпилоге читатель узнает о том, что Одинцова вышла замуж за умного, перспективного политического деятеля. Вышла, подчеркивается, не по любви — по убеждениям.

Ученики Базарова

Ситников

Кукшина

«Старинный знакомый» Базарова.

Карикатура на самого Базарова.

Его увлечение новыми идеями поверхностно, глупо, смешно.

Одет в венгерку, на визитках русский текст написан славянской вязью (поверхностная дань славянофильскому учению).

Ситников опошляет, вульгаризирует идеи нигилиста.

В эпилоге «толчется в Петербурге и, по его уверениям, продолжает «дело» Базарова».

«Эманисипированная дама», поверхностна и неопрятна. Очень развязна, вульгарна, откровенно глупа (интересует Кукшину все подряд — от эмбриологии до женского вопроса).

В эпилоге «теперь в Гейдельберге и изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы».

Ситников и Кукшина — пародии на Базарова.

К ученикам Базарова следует отнести и Аркадия, но он впоследствии отходит от нигилистического учения, становится рачительным хозяином в имении. Он не революционер, Базаров называет Аркадия «мякеньким, либеральным баричем».

Образы Ситникова и Кукшиной показывают, что любая идея, которая становится очень популярной, опошляется. Базаров говорит, что «Ситниковы <…> необходимы». Для чего? Для распространения идеи нигилизма в широких массах.

Трагическая фигура Базарова

Мы уже говорили о том, что Базаров — тип героя-идеолога. Сам себя он называет «самоломанным». Базаров пытается перекроить себя по новому образу, он желает спокойного рационального объяснения хода жизни, приносить пользу. Но что с ним происходит? Любовь к Одинцовой ломает его схему — он не может до конца это принять. Получается, что он сам противоречит своей доктрине.

Природа в романе «Отцы и дети»

Природа, как и любовь, отражает течение живой жизни. Природа обнажает надуманность и глупость дуэли Кирсанова и Базарова. Природа, по Тургеневу, — вечное начало, на фоне которого обнажается ходульность, неестественность поступков героев.