О Серебряном веке
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
ХIХ век называют «золотым веком» в русской литературе, и он действительно длился практически 100 лет. А Серебряным веком назван небольшой, но важный период, охватывающий с 1890 по 1921 годы (у некоторых исследователей даты разные, но все захватывают этот отрезок времени).
Начало XX века — это время кризиса и перелома не только в обществе, но и в искусстве. В литературе после выдающихся произведений русской прозы второй половины ХIХ века на первое место выходит поэзия.
Новая эпоха породила поиски новых художественных путей в литературе. Общая тенденция Серебряного века — нарушение привычной концепции мира. Общее в литературе начала ХХ века — поиск принципиально новых, более сложных художественных форм, размежевание литературы по направлениям и течениям. При этом борьба литературных течений была с взаимным влиянием.
В период конца XIX и начала XX века сосуществуют два направления: критический реализм и модернизм (направление в русской литературе, родившееся вместе с новой эпохой).
Критический реализм
В развитии традиций критического реализма наблюдались три основные черты:
продолжение реалистических традиций в произведениях Л. Толстого, А. Чехова, И. Бунина, В. Короленко, А. Куприна, М. Горького;
возникновение пролетарской тенденции в искусстве, которая обслуживала эстетические потребности нового класса. Это произведения М. Горького, А. Серафимовича, Д. Бедного, Н. Островского;
новаторство, связанное с появлением новых течений.
Модернизм
Модернистские течения (символизм, акмеизм, футуризм) ознаменованы поиском новых решений в литературе. Каждое из течений предлагает свой взгляд на литературу нового времени.
Поэзия Серебряного века
Бунтарский дух эпохи в литературе привёл к противостоянию литературных школ и индивидуальностей. В период с 1890 по 1921 гг. шёл активный переход от реалистических форм к новаторским поискам в области условности, мистики, символики, метафоризации и словотворчества. Часто социальные и гражданские темы уступали место вере в высший разум и утверждению индивидуализма.
Символизм
Это самое крупное течение из модернистских течений. Основное место в поэзии его представителей занимает символ. Слово в этом течении используется не как обозначение конкретного предмета или явления, к которому все привыкли, а как символ определённой авторской идеи.
Идеи символистов :
многозначность слова (язык становится максимально метафоричным, это помогает создать символы);
читатель воспринимается как соратник применительно к творчеству;
поэзия становится музыкальнее;
искусство как интуитивное постижение мира.
Всех символистов можно разделить на две группы:
У истоков символизма стояли «старшие символисты», к ним относятся: З. Гиппиус, К. Бальмонт, Ф. Сологуб и другие. В их произведениях отражены уныние, отсутствие веры в человеческие возможности и страх перед жизнью.
Далее сформировались «младосимволисты», которые стремились к высшему идеалу и верили в высшее предназначение искусства. К ним относились А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и другие.
Акмеизм
Это течение в модернизме, идеология которого была сформирована в 1911 году в литературном объединении «Цех поэтов», организованном Н. С. Гумилёвым и С. М. Городецким. В него также вошли А. Ахматова (раннее творчество), О. Мандельштам и другие.
Поэты этого объединения противопоставляли себя символистам, которые говорили только метафорами. «Цех поэтов» старался же говорить только простым и понятным языком. Если символисты искали путь в неведомое, то акмеисты смотрели на реальный мир, ничего не придумывая. Туманностям и намёкам символистов акмеисты противопоставляют достоверные образы и конкретность.
Идеи акмеизма :
поэты возрождали традиции Золотого века;
они возвращали красоту естественного языка;
предназначение искусства видели в облагораживании человеческой природы;
отчётливость, определённость образов (в противовес символизму).
Футуризм
В основу этого течения заложено отрицание художественного и нравственного наследия. Футуристы считали, что всё накопленное культурой надо уничтожать и строить новое. Их первый манифест назывался «Пощёчина общественному вкусу», в нём были изложены основные концепции творчества.
Идеи футуризма :
создание нового искусства для новых людей;
создание нового языка;
использование новых форм, рифм;
опора на новейшие научные и технологические достижения;
атмосфера литературного скандала, эпатаж;
установка на произносимый текст (декламация).
Представители: В. Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин и другие.