... > Литература (ЕГЭ) > О Серебряном веке

О Серебряном веке

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Критический реализм Модернизм Поэзия Серебряного века Символизм Идеи символистов Акмеизм Идеи акмеизма Футуризм Идеи футуризма
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

ХIХ век называют «золотым веком» в русской литературе, и он действительно длился практически 100 лет. А Серебряным веком назван небольшой, но важный период, охватывающий с 1890 по 1921 годы (у некоторых исследователей даты разные, но все захватывают этот отрезок времени).

Начало XX века — это время кризиса и перелома не только в обществе, но и в искусстве. В литературе после выдающихся произведений русской прозы второй половины ХIХ века на первое место выходит поэзия.

Новая эпоха породила поиски новых художественных путей в литературе. Общая тенденция Серебряного века — нарушение привычной концепции мира. Общее в литературе начала ХХ века — поиск принципиально новых, более сложных художественных форм, размежевание литературы по направлениям и течениям. При этом борьба литературных течений была с взаимным влиянием.

В период конца XIX и начала XX века сосуществуют два направления: критический реализм и модернизм (направление в русской литературе, родившееся вместе с новой эпохой).

Критический реализм

В развитии традиций критического реализма наблюдались три основные черты:

  • продолжение реалистических традиций в произведениях Л. Толстого, А. Чехова, И. Бунина, В. Короленко, А. Куприна, М. Горького;

  • возникновение пролетарской тенденции в искусстве, которая обслуживала эстетические потребности нового класса. Это произведения М. Горького, А. Серафимовича, Д. Бедного, Н. Островского;

  • новаторство, связанное с появлением новых течений.

Модернизм

Модернистские течения (символизм, акмеизм, футуризм) ознаменованы поиском новых решений в литературе. Каждое из течений предлагает свой взгляд на литературу нового времени.

Поэзия Серебряного века

Бунтарский дух эпохи в литературе привёл к противостоянию литературных школ и индивидуальностей. В период с 1890 по 1921 гг. шёл активный переход от реалистических форм к новаторским поискам в области условности, мистики, символики, метафоризации и словотворчества. Часто социальные и гражданские темы уступали место вере в высший разум и утверждению индивидуализма.

Символизм

Это самое крупное течение из модернистских течений. Основное место в поэзии его представителей занимает символ. Слово в этом течении используется не как обозначение конкретного предмета или явления, к которому все привыкли, а как символ определённой авторской идеи.

Идеи символистов:

  • многозначность слова (язык становится максимально метафоричным, это помогает создать символы);

  • читатель воспринимается как соратник применительно к творчеству;

  • поэзия становится музыкальнее;

  • искусство как интуитивное постижение мира.

Всех символистов можно разделить на две группы:

  • У истоков символизма стояли «старшие символисты», к ним относятся: З. Гиппиус, К. Бальмонт, Ф. Сологуб и другие. В их произведениях отражены уныние, отсутствие веры в человеческие возможности и страх перед жизнью.

  • Далее сформировались «младосимволисты», которые стремились к высшему идеалу и верили в высшее предназначение искусства. К ним относились А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и другие.

Акмеизм

Это течение в модернизме, идеология которого была сформирована в 1911 году в литературном объединении «Цех поэтов», организованном Н. С. Гумилёвым и С. М. Городецким. В него также вошли А. Ахматова (раннее творчество), О. Мандельштам и другие.

Поэты этого объединения противопоставляли себя символистам, которые говорили только метафорами. «Цех поэтов» старался же говорить только простым и понятным языком. Если символисты искали путь в неведомое, то акмеисты смотрели на реальный мир, ничего не придумывая. Туманностям и намёкам символистов акмеисты противопоставляют достоверные образы и конкретность.

Идеи акмеизма:

  • поэты возрождали традиции Золотого века;

  • они возвращали красоту естественного языка;

  • предназначение искусства видели в облагораживании человеческой природы;

  • отчётливость, определённость образов (в противовес символизму).

Футуризм

В основу этого течения заложено отрицание художественного и нравственного наследия. Футуристы считали, что всё накопленное культурой надо уничтожать и строить новое. Их первый манифест назывался «Пощёчина общественному вкусу», в нём были изложены основные концепции творчества.

Идеи футуризма:

  • создание нового искусства для новых людей;

  • создание нового языка;

  • использование новых форм, рифм;

  • опора на новейшие научные и технологические достижения;

  • атмосфера литературного скандала, эпатаж;

  • установка на произносимый текст (декламация).

Представители: В. Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин и другие.