... > Литература (ЕГЭ) > Образ «маленького человека»...

Образ «маленького человека» в русской литературе

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

«Маленький человек» «Медный всадник» «Шинель» «Смерть чиновника» «Преступление и наказание»
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

«Маленький человек» — это тип героя, появившийся в русской литературе XIX века. Само определение ввел В. Г. Белинский в статье «Горе от ума» в 1840 году. С точки зрения критика этот термин обозначал «простого человека». Со временем значение этого термина изменилось.

Определим основные признаки «маленького» человека в современном литературоведении:

  • человек невысокого социального положения;

  • беден;

  • не обладает особыми талантами и умениями;

  • не имеет желания и стремления изменить свою жизнь;

  • герой, оказавшийся под гнётом ситуации, людей, государства.

Один из первых, кто создал образ «маленького» человека, был А. С. Пушкин. В произведениях «Медный всадник» и «Станционный смотритель» писатель создаёт новый тип героя для того времени. Наибольшую известность данный тип литературного героя получил благодаря Н. В. Гоголю, который создал повесть «Шинель», благодаря чему образ «маленького человека» стал практически хрестоматийным. Многие авторы прибегают к этому типу героя: или чтобы показать социальное расслоение и несправедливость, или с сатирической стороны продемонстрировать некоторые черты таких людей.

«Маленький человек» в поэме «Медный всадник»

«Маленьким человеком» в поэме «Медный всадник» является главный герой произведения, в нем представлены все черты этого типа литературного героя. Вспомним сюжет, и с помощью текста (цитат) докажем, что Евгений может рассматриваться как «маленький человек».

Образ «маленького человека» в произведении Н. В. Гоголя «Шинель»

Ф. М. Достоевский, говоря о произведении Н. В. Гоголя, сказал: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели»». Действительно, в этом произведении писатель создаёт хрестоматийный образ «маленького человека» в лице главного героя Акакия Акакиевича Башмачкина.

«Маленький человек» Н. В. Гоголя пытался добиться справедливости, но в отличие от безумца Евгения из «Медного всадника», его (Башмачкина) просьбы были обоснованными и понятными. Но, столкнувшись с бездушными чиновниками, которые только самоутверждались за счёт подобных Акакию Акакиевичу, главный герой произведения не сумел ничего добиться.

Образ «маленького человека» в «Повести о капитане Копейкине» Н. В. Гоголя

В поэме «Мёртвые души» образ «маленького человека» раскрывается во вставной истории — «Повести о капитане Копейкине». Инвалид войны 1812 года стал неспособен содержать себя, поэтому поехал в Петербург, чтобы получить законную пенсию. Но, встретив непонимание и нежелание помочь со стороны чиновников, Копейкин понял, что добиться справедливости у него не получится, хотя и надеялся на обратное. За настойчивость его высылают из города. А по слухам, возможно, после этого он стал атаманом разбойничьей шайки и грабил только богатых проезжающих.

Все черты типа «маленький человек» отражены в капитане Копейкине.

Образ «маленького человека» в рассказе А. П. Чехова «Смерть чиновника»

В 1883 году А. П. Чехов написал юмористический рассказ «Смерть чиновника», сюжет которого, по одной из версий, подсказал его друг Владимир Петрович Бегичев, рассказавший, как в одном из театров зритель чихнул на другого, а потом пришёл извиняться за содеянное. Писатель запомнил эту историю и довёл её до абсурда, написав рассказ «Смерть чиновника», в основе которого лежат принципы реализма.

Для выразительности и реализации своей идеи автор использует говорящие фамилии: Червяков — экзекутор, случайно чихнувший на лысину генералу, и Бризжалов — генерал, который, не выдержав частых извинений Червякова, прогнал его с криками, вследствие чего экзекутор умер. Особенность видения проблемы «маленького человека» заключается в том, что А. П. Чехов наделяет, казалось бы, по определению негативного героя — Бризжалова, положительными чертами (это оказался адекватный и понятливый человек), а Червякова, «маленького человека», — негативными.

Основной в произведении является тема «маленького человека», но представлена и тема особого типа сознания — рабского. Проблематика рассказа также лежит на поверхности: чинопочитания и равнодушия (раскрывается с помощью жены Червякова, которая никак не смогла поддержать главного героя).

Конечно, тема «маленького человека» в рассказах разных авторов звучит схоже. Однако у А. П. Чехова в произведении «Смерть чиновника» она обрела новые черты: теперь обиженный жизнью не вызывает столько жалости, сколько у других авторов, а к чиновнику, обычно представленному равнодушным злодеем в других произведениях XIX века, читатели не испытывают негативных чувств.

Образ «маленького человека» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» «маленьким человеком» является второстепенный герой — Семён Захарович Мармеладов, но тема маленького человека является одной из важных в этом произведении писателя.