Основные особенности лирики второй половины ХХ века
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Лирику второй половины ХХ века можно разделить на несколько групп:
Эстрадная лирика (иногда её называют гражданская лирика).
Поэты старались возродить гражданственность в поэзии, традиции Маяковского. Их обвиняли в отсутствии искренности, но они создавали свои произведения для решения общественных проблем. Проводили первые пиар-акции. Поэты пытались сформулировать новые принципы жизни.
К поэтам этой группы относятся: Е. Евтушенко, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, А. Вознесенский.
«Тихая лирика» .
Поэтов этой группы не интересовала социальная сторона как предмет искусства. Они хотели вернуть искусство в родное русло, как в лирике А. Фета. Они были ценителями «чистого» искусства. Для поэтов не существовало общей идеи, которую могли пропагандировать поэты эстрадной лирики. Это спокойная, светлая лирика, противопоставленная всем остальным.
Главным представителем можно назвать Н. Рубцова, А. Тарковского.
Авторская песня .
Это особый вид русской культуры, именуемой бардовская поэзия: впервые поэты писали произведения, чтобы исполнять их под гитару.
Родоначальником авторской песни считают Б. Окуджаву. Также к этой группе относят В. Высоцкого, Ю. Кима, А. Галича.
Военная лирика .
Ничто не сможет перечеркнуть такой эпизод русской истории, как Великая Отечественная война. И, конечно, закономерным является, что в художественной литературе отражено это событие. Произведения, относящиеся к этой группе, всегда понятны, имеют классическую форму стихотворения, без обилия непонятных метафор и загадок.
Представителями этой группы можно назвать Д. Самойлова, Ю. Друнину и других.
Авторы второй половины ХХ века
Автор | Особенности | Традиции (на каких поэтов похожа лирика) |
---|---|---|
Д. С. Самойлов | Лирика отличается приятием мира, доброжелательным отношением к нему, прощением. Оптимизм поэта основан на глубоком понимании законов бытия. Лирический герой ценит все этапы взросления и благодарит мир за любой жизненный опыт. Война у Самойлова изображается неожиданно. Поэт утверждает, что даже в эпицентре трагедии человек способен сохранить веру в себя и в жизнь. | В основе лежат традиции золотого века: А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев. А. Фет. |
А. А. Тарковский | Человек воспринимается в лирике поэта как часть мира, неразделимая с ним, но не венец, а частица. Люди должны учиться у природы, чтобы уметь слышать и видеть, а также понимать происходящее. | Продолжает традицию классической литературы, заложенную в золотом веке. |
Б. А. Слуцкий | Главная тема лирики — война. Война показана не со стороны героики, а со стороны страха, ужаса и разрушения. | Традиции гражданской лирики Н. Некрасова |
Б. Ахмадулина | Основные темы творчества — дружба, любовь, творчество. Лирике свойственен поиск истины и гармонии, которых иногда достичь невозможно. Любовь и дружба часто звучат трагично. | Схожесть с лирикой А. Ахматовой, М. Цветаевой и А. С. Пушкиным. |
Н. М. Рубцов | Воспеватель русской природы, её красоты и силы. Основными в лирике являются темы родины, природы, философские темы. | Продолжает традиции Ф. Тютчева и А. Фета. |
И. Бродский | Основные темы: одиночество, трагизм существование разобщенности людей, античность, город, язык, искусство. Искусство — это для Бродского «замок красоты», который всегда будет отделен от житейской суеты, низких чувств. Лирический герой часто повторяет лермонтовские мотивы: трагическое состояние личности, пребывающей в чуждом ей мире. | М. Ю. Лермонтова и поэтов Серебряного века |