Особенности поэмы «Двенадцать»
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
В поэму включены несколько жанров фольклора одновременно: и частушки, и песни, кроме того, в повествование включён и марш.
Нет единого размера: в рамках одной строфы можно встретить как двустопный, так и трёхстопный размеры.
В поэме можно выделить черты, как реализма, так и символизма.
Система образов построена с помощью антитезы: противопоставлены старый мир и новый мир.
Проблематика поэмы: жестокость, разрушения прежних ценностей, нигилизм.
Тематика поэмы: тема веры и святости, революции, мести, любви, народа.
Поэма имеет кольцевую композицию: все главы связаны между собой и попарно симметричны:
1 и 12 — описание окружающего мира;
2 и 11 — описание движение отряда;
3 и 10 — песни;
4 и 9 — объединены образом буржуя — старого пса;
5 и 8 — внутренние монологи Петра;
6 и 7 — убийство Катьки и мучения Петьки из-за этого.
Финал поэмы и критика
Самой противоречивой частью поэмы является финал. Его трактовка до сих пор вызывает споры. Вспомним.
...Так идут державным шагом —
Позади — голодный пёс,
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.
Что вызывает споры и непонимание? Образ Ииуса Христа. Становится непонятно: революция поддерживается им, или это образ умершей надежды? При том, что ранее, описывая красногвардейцев, Блок говорил, что они идут «без имени святого» и несут теперь «свободу без креста».
Чтобы понять, какие существуют варианты понимания образа, следует посмотреть, как критики или другие авторы воспринимали поэму.
№ | Автор | Мнение |
---|---|---|
1 | Сам автор (А. Блок) (о Христе) | «Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, Христос». |
2 | Н. Гумилёв (о Христе) | А. Блок «вторично распял Христа и ещё раз расстрелял государя» |
3 | Л. Долгополов | «Христос в поэме — самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости». |
4 | М. Волошин (О Христе) | считал, что в финальной главе происходит расстрел Христа, поэтому поэма направлена против большевиков. |
5 | И. Бунин (о поэме в целом) | «...сочинил «Двенадцать», написав в своем дневнике для потомства очень жалкую выдумку: будто он сочинял «Двенадцать» как бы в трансе, «все время слыша какие-то шумы — шумы падения старого мира». |
«Двенадцать есть набор стишков, частушек, то будто бы трагических, то плясовых <...> Блок задумал воспроизвести народный язык, народные чувства, но вышло нечто совершеннно лубочное, неумелое, сверх всякой меры вульгарное» | ||
6 | О. Мандельштам (о поэме в целом) | «Поэма «Двенадцать» — монументальная драматическая частушка». |
7 | И. Сухих (о поэме в целом) | «Блок купается в стихии народного языка, играет разными ритмами, «выкидывает коленца», то использует повторы-вариации, то рифмует отдельные строфы, то отказывается от рифм...» |