... > Литература (ЕГЭ) > Особенности поэмы «Двенадцать»

Особенности поэмы «Двенадцать»

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Поэма «Двенадцать» А. Блок Финал поэмы и критика
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Поэма «Двенадцать» — это особое произведение в творчестве А. Блока, написав которое, поэт сказал, что ощущает себя гением. Рассмотрим основные особенности поэмы: 

  • В поэму включены несколько жанров фольклора одновременно: и частушки, и песни, кроме того, в повествование включён и марш.

  • Нет единого размера: в рамках одной строфы можно встретить как двустопный, так и трёхстопный размеры.

  • В поэме можно выделить черты, как реализма, так и символизма.

  • Система образов построена с помощью антитезы: противопоставлены старый мир и новый мир.

  • Проблематика поэмы: жестокость, разрушения прежних ценностей, нигилизм.

  • Тематика поэмы: тема веры и святости, революции, мести, любви, народа.

  • Поэма имеет кольцевую композицию: все главы связаны между собой и попарно симметричны:

    • 1 и 12 — описание окружающего мира;

    • 2 и 11 — описание движение отряда;

    • 3 и 10 — песни;

    • 4 и 9 — объединены образом буржуя — старого пса; 

    • 5 и 8 — внутренние монологи Петра;

    • 6 и 7 — убийство Катьки и мучения Петьки из-за этого.

Финал поэмы и критика

Самой противоречивой частью поэмы является финал. Его трактовка до сих пор вызывает споры. Вспомним. 

...Так идут державным шагом —

Позади — голодный пёс,

Впереди — с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз — 

Впереди — Исус Христос.

Что вызывает споры и непонимание? Образ Ииуса Христа. Становится непонятно: революция поддерживается им, или это образ умершей надежды? При том, что ранее, описывая красногвардейцев, Блок говорил, что они идут «без имени святого» и несут теперь «свободу без креста».

Чтобы понять, какие существуют варианты понимания образа, следует посмотреть, как критики или другие авторы воспринимали поэму. 

Автор

Мнение

1

Сам автор (А. Блок)

(о Христе)

«Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, Христос».

2

Н. Гумилёв

(о Христе)

А. Блок «вторично распял Христа и ещё раз расстрелял государя»

3

Л. Долгополов

«Христос в поэме — самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости».

4

М. Волошин (О Христе)

считал, что в финальной главе происходит расстрел Христа, поэтому поэма направлена против большевиков.

5

И. Бунин (о поэме в целом)

«...сочинил «Двенадцать», написав в своем дневнике для потомства очень жалкую выдумку: будто он сочинял «Двенадцать» как бы в трансе, «все время слыша какие-то шумы — шумы падения старого мира».

«Двенадцать есть набор стишков, частушек, то будто бы трагических, то плясовых <...> Блок задумал воспроизвести народный язык, народные чувства, но вышло нечто совершеннно лубочное, неумелое, сверх всякой меры вульгарное» 

6

О. Мандельштам (о поэме в целом)

«Поэма «Двенадцать» — монументальная драматическая частушка».

7

И. Сухих (о поэме в целом)

«Блок купается в стихии народного языка, играет разными ритмами, «выкидывает коленца», то использует повторы-вариации, то рифмует отдельные строфы, то отказывается от рифм...»