«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтов
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Карточка произведения
Жанр | Поэма, авторское название – песня |
Род | Лиро–эпос |
Направление | романтизм |
Год написания | 1837 |
Существует мнение, которое разделяет часть литературоведов, что текст «Песни…» отсылает читателя не только в далекое прошлое России, но также соотносится со временем, современным автору. В облике Ивана Грозного находят черты Николая I, Алену Дмитриевну соотносят с Натальей Гончаровой, а Калашникова — с Пушкиным («На поединке правды» Г. Зорин).
Композиция
Поэма состоит из запева, трех частей, двух припевов, концовки. Композиция отсылает к фольклорной песне.
Запев | |
1 часть | На пиру Киребеевич признается царю Ивану Грозному, что ему полюбилась Алена Дмитриевна, замужняя женщина. |
припев | |
2 часть | Степан Парамонович Калашников приходит домой и видит, что жены нет доме. Еремеевна, старая работница рассказывает ему, что Алена Дмитриевна ушла в церковь и не вернулась до сих пор, а дети «Почивать не легли, не играть пошли — Плачем плачут, всё не унимаются». Возвращается Алена Дмитриевна в разорванном платье и сообщает, что на ее напал опричник Киребеевич, просит защиты у своего мужа. Калашников призывает младших братьев и говорить, что на завтрашнем кулачном бою отомстит Киребеевичу. |
припев | |
3 часть | На кулачном бою Калашников убивает Кирибеевича, Иван Васильевич велит казнить купца за убийство опричника, но выказывает милость к молодой вдове и детям Калашникова («пожалую из казны»), братьям купца разрешает «торговать безданно, безпошлинно» |
Концовка |
Лермонтов обращается к XVI в., царствованию Ивана Грозного. В этот период на Руси появляется опричнина и земщина. Опричники— это категория людей, обладающая особыми правами, часто не подчиняющееся общим законам.
Фольклорные элементы в «Песне … про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова
Постоянные эпитеты | Обращения | Постоянные сравнения | Гиперболы | Отрицательный параллелизм | Олицетворения |
добрый молодец, сыра земля | «Государь ты наш, Иван Васильевич»» «Господин ты мой, Степан Парамонович…» | «Ходит плавно – будто лебедушка; Смотрит сладко – как голубушка; Молвит слово – соловей поет»» | «Вот об землю царь стукнул палкою, | «Не сияет на небе солнце красное, | «Заря алая подымается; |
Лермонтов берет за основу своего произведения фольклорные песни, сложенные о царе Иване Грозном. Сохраняя традиционную форму, М. Ю. Лермонтов вкладывает содержание, далеко не совпадающее с законами фольклора. Царь, согласно фольклорной традиции, всегда сохраняет черты мудрого правителя «царя-батюшки», но у Лермонтова образ Ивана Грозного выходит двойственным. Одна из главных проблем, которую поднимает Лермонтов-романтик, это вопрос о том, нужны ли сильные личности власти.
Черты романтизма
В «Песне…» выведены бунтующие герои.
Бунт Киребеевича | Бунт Ивана Грозного | Бунт Калашникова |
полюбил замужнюю женщину игнорирует традиции и законы | Поддерживает Киребеевича, бунт против существующего порядка | бунт против вседозволенности, отстаивает «святую правду-матушку». Называет себя перед кулачным боем (аналогия с праведным Божьим судом) сыном «честного отца», Киребеевича — басурманом, посягнувшим на христианские законы. |
Эгоистичный бунт (свои интересы превыше всего) | В бунте Калашникова Смирение Он смиряется перед судьбой два раза: первый раз происходит, когда жена просит его защиты; второй раз, когда он покоряется воле царя. Но в этом смирении Калашникова чувствуется сила духа человека, способного бросить вызов несправедливости власти. |
В поэме завязывается конфликт между жизнью частного человека и вмешательством в нее царской вседозволенности, обозначено противостояние частного человека несправедливости власти.