... > Литература (ЕГЭ) > «Песня про царя...

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтов

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Карточка произведения Композиция Черты романтизма
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Карточка произведения

Жанр

Поэма, авторское название – песня

Род

Лиро–эпос

Направление

романтизм

Год написания 

1837

Существует мнение, которое разделяет часть литературоведов, что текст «Песни…» отсылает читателя не только в далекое прошлое России, но также соотносится со временем, современным автору. В облике Ивана Грозного находят черты Николая I, Алену Дмитриевну соотносят с Натальей Гончаровой, а Калашникова — с Пушкиным («На поединке правды» Г. Зорин).

Композиция

Поэма состоит из запева, трех частей, двух припевов, концовки. Композиция отсылает к фольклорной песне. 

Запев

1 часть

На пиру Киребеевич признается царю Ивану Грозному, что ему полюбилась Алена Дмитриевна, замужняя женщина. 

припев

2 часть 

Степан Парамонович Калашников приходит домой и видит, что жены нет доме. Еремеевна, старая работница рассказывает ему, что Алена Дмитриевна ушла в церковь и не вернулась до сих пор, а дети «Почивать не легли, не играть пошли — Плачем плачут, всё не унимаются». Возвращается Алена Дмитриевна в разорванном платье и сообщает, что на ее напал опричник Киребеевич, просит защиты у своего мужа. Калашников призывает младших братьев и говорить, что на завтрашнем кулачном бою отомстит Киребеевичу. 

припев

3 часть

На кулачном бою Калашников убивает Кирибеевича, Иван Васильевич велит казнить купца за убийство опричника, но выказывает милость к молодой вдове и детям Калашникова («пожалую из казны»), братьям купца разрешает «торговать безданно, безпошлинно»

Концовка

Лермонтов обращается к XVI в., царствованию Ивана Грозного. В этот период на Руси появляется опричнина и земщина. Опричники— это категория людей, обладающая особыми правами, часто не подчиняющееся общим законам. 

Фольклорные элементы в «Песне … про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова

Постоянные эпитеты

Обращения

Постоянные сравнения 

Гиперболы

Отрицательный параллелизм

Олицетворения

добрый молодец, сыра земля

«Государь ты наш, Иван Васильевич»»

«Господин ты мой, Степан Парамонович…»

«Ходит плавно – будто лебедушка;

Смотрит сладко – как голубушка;

Молвит слово – соловей поет»»

«Вот об землю царь стукнул палкою,
И дубовый пол на полчетверти
Он железным пробил оконечником»

«Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце»

«Заря алая подымается;
Разметала кудри золотистые»

Лермонтов берет за основу своего произведения фольклорные песни, сложенные о царе Иване Грозном. Сохраняя традиционную форму, М. Ю. Лермонтов вкладывает содержание, далеко не совпадающее с законами фольклора. Царь, согласно фольклорной традиции, всегда сохраняет черты мудрого правителя «царя-батюшки», но у Лермонтова образ Ивана Грозного выходит двойственным. Одна из главных проблем, которую поднимает Лермонтов-романтик, это вопрос о том, нужны ли сильные личности власти. 

Черты романтизма

В «Песне…» выведены бунтующие герои. 

Бунт Киребеевича

Бунт Ивана Грозного

Бунт Калашникова

полюбил замужнюю женщину

игнорирует традиции и законы

Поддерживает Киребеевича, бунт против существующего порядка


бунт против вседозволенности, отстаивает 

«святую правду-матушку». Называет себя перед кулачным боем (аналогия с праведным Божьим судом) сыном «честного отца», Киребеевича — басурманом, посягнувшим на христианские законы. 

Эгоистичный бунт (свои интересы превыше всего)

В бунте Калашникова Смирение

Он смиряется перед судьбой два раза: 

первый раз происходит, когда жена просит его защиты; второй раз, когда он покоряется воле царя. Но в этом смирении Калашникова чувствуется сила духа человека, способного бросить вызов несправедливости власти. 

В поэме завязывается конфликт между жизнью частного человека и вмешательством в нее царской вседозволенности, обозначено противостояние частного человека несправедливости власти.