... > Литература (ЕГЭ) > Роман «Капитанская дочка»...

Роман «Капитанская дочка» А. С. Пушкина

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

История создания Композиция «Капитанская дочка» Петр Гринев Маша Миронова Швабрин Пугачев Императрица и Пугачев Гриневы Мироновы Савельич Система эпиграфов
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

История создания

А. С. Пушкин довольно серьезно занимался историей бунта Е. Пугачева. Свою «Историю Пугачева» Пушкин готовил долго: работал в архиве, встречался с очевидцами событий, посещал лагерь Пугачева, его «золотой дворец», записывал легенды и предания о нем. В своем романе Пушкин обращается к событиям последней четверти XVIII в., крестьянской войне под предводительством Е. Пугачева.

Композиция

Ю. М. Лотман, известный филолог XX века, отмечал симметричность композиции романа. Первые две главы — представление главных героев (Гринева и Пугачева), экспозиция. Далее следуют главы в Белгородской крепости: Маша Миронова лишается родителей после захвата крепости бунтовщиками и остается заложницей Швабрина, но Гринев спасает ее с помощью Пугачева и отправляет к своим родителям. Затем ситуация переворачивается: Гринев, оговоренный Швабриным, отправлен под суд, и Маша спасает его, обратившись за милость к Екатерине I.

Темы романа «Капитанская дочка»

Роман относится к последнему этапу творчества А. С. Пушкина. Этот период характеризуется разработкой реализма, осмысления человеческой жизни в ее полноте, многообразии. 

  • Тема милосердия (сквозная тема произведения, затрагивающая всех персонажей).

  • Тема нравственного выбора (Швабрин и Гринев, Гринев и Пугачев, Маша и императрица).

  • Тема народа и власти.

  • Тема семьи (Мироновы, Гриневы).

Петр Гринев

В романе происходит становление героя. В самом начале мы видим дворянского недоросля, которого мало что заботит. В конце романа Петр Гринев — это честный русский офицер, который держит слово, проявляет храбрость, ум, заступается за честь любимой, не склоняет головы перед Пугачевым. Гринев способен проявлять настоящее милосердие (в начале романа жалует тулупчик провожатому). Гринев приходит к Пугачеву за помощью в спасении капитанской дочки, и это не является предательством. Он так же, как и Маша ищет милости (милосердия).

Маша Миронова

В Маше Мироновой сочетается внешняя и внутренняя красота. Зная характеры ее родителей, легко понять, почему девушка оказывается сильной, способной просить защиты у самой императрицы. Образ капитанской дочки — это истинно русский национальный женский характер, который сочетает в себе важные качества: воля (поездка в Петербург за милостью императрицы), духовная сила, верность своим принципам (не соглашается без благословения родителей Гринева), красота, скромность, благоразумие. 

Следует сказать, что и Маша, и Гринев ведут себя согласно тем нормам, внутри которых они росли. Их система ценностей во многом схожа. Принципы русского дворянства сочетаются в них с нравственными ценностями. 

Швабрин

Швабрин — дуэлянт, офицер, разжалованный за убийство товарища. Интересно, что на страницах романа он появляется с французской речью: «Извините меня, — сказал он мне по-французски, — что я без церемонии прихожу с вами познакомиться». Эта деталь — намек на то, что сам Швабрин не относится к людям типа Мироновых, Гринева. Он другой: злопамятный (не может Маше, что та отвергла его предложение), подлый человек (совершает предательство, переходит на сторону Пугачева), клеветник *(именно он очерняет Петра Гринева, говорит, что последний был шпионом Пугачева). 

Гринев и Швабрин противопоставлены друг другу. Один выбирает честь, другой ее отвергает. 

Швабрин показывает, что дворянин не может быть прекрасным человеком только из-за своего происхождения. В Швабрине нет внутреннего благородства, он сознательно выбирает путь бесчестия, а затем предательства. 

Пугачев

Пугачев — истинно народный характер во всем его многообразии. Пугачев сочетает в себе и силу воли, он может прийти на помощь (помогает Гриневу спасти Машу), помнит хорошее. В то же время Пугачев изображен жестоким, временами страшным: «Не дай Бог увидеть русский бунт, бессмысленный беспощадный». Речь Пугачева изобилует пословицами, загадками, поговорками. В этом проявляется, конечно, связь близкая с народом. В калмыцкой сказке, которую рассказывает Пугачев, отражается неизбежность собственной гибели. И все равно Пугачев не отказывается от идеи бунта. Понимание Пугачева финала своей жизни придает этому образу трагедийность. 

Пугачев показан на фоне бури, стихии (вспомните первую встречу Гринева с Пугачевым). Эта стихийность присуще характеру предводителя крестьянского войска. 

Императрица и Пугачев

Пугачев и Екатерина II возглавляют совершенно разные миры: крестьянский и дворянский. Отражение крестьянского мира — военный совет у Пугачева, где все решается совместно, живо. Дворянский мир — отражение совета генерала, который дан сатирически: реального положения дел военные не замечают. И все же мир Пугачева совершенно не идеализирован Пушкиным. В нем также полно жестокости и несправедливости. Самое главное, Пугачев вынужден оглядываться на своих приближенных даже в случае помилования. Екатерина II, к которой приезжает Маша, напротив, милует свободно, проявляя независимость в своем праве прощать. Дворянский мир — это еще и Мироновы, Гриневы, показывающие достойные примеры жизни человека.

Гриневы

Гриневы — провинциальные дворяне. Отец Петра вышел в отставку после переворота, вследствие которого Екатерина II взошла на престол. Таким образом, завет, данный Петруше, есть отражение позиции внутренней позиции Андрея Петровича Гринева. 

Мироновы

Семья Мироновых (Иван Кузьмич и Василиса Егоровна) на первый взгляд кажется несколько комичной. Иван Кузьмич — комендант в крепости, полковник в отставке, но фактически жизнью в крепости руководит Василиса Егоровна. Пушкин сам себя назвал «поэтом действительности» в заметке, посвященной творчеству И. Киреевского. Это автохарактеристика становится очень емкой формулой, которая указывает на главное в творчестве поэта. Пушкин не придумывает специально поэзию, он видит ее в обычной (даже обыденной) жизни. По мысли Пушкина, где жизнь, там и поэзия. В своем романе автор дает возможность читателю увидеть скрытый смысл — то, что есть значительного в жизни. После того как Пугачев убивает Ивана Кузьмича, не склонившего перед ним голову, Василиса Егоровна бросается за мужем и погибает от удара сабли. Василиса Егоровна и Иван Кузьмич дорожат друг другом, между ними и есть та самая настоящая любовь, выраженная в Библии словами: «И будут два одна плоть». Пушкин в своем романе показывает прекрасную и великую живую русскую жизнь, достойную любви и уважения. 

Савельич

Образ честного, заботливого слуги, преданного и любящего Петрушу больше жизни: «Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!». Савельич сочетает в себе лучшие качества русского человека: доброта, справедливость, врожденное благородство. Он упрямый, несколько занудный, но этот образ нарисован автором с большой любовью. Отличительная черта Савельича — личная преданность Гриневу. Эта черта указывает на благородство души старого слуги.

Система эпиграфов

Эпиграфы в романе отражают авторскую позицию, обозначают важную тему, вводят в контекст русской культуры. Десять эпиграфов взяты из фольклора, это акцентирует народность произведения. Другие эпиграфы — из литературы XVIII века, связанные с темой дворянства. В эпиграфах, взятых из фольклора, проявляется общенародная правда, равно значимая и для дворян, и для крестьянства.