Методы решения логистических задач: анализ XYZ
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Метод XYZ – анализа – классификация ресурсов фирмы, рассмотренных при проведении АВС – анализа, в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности. XYZ-анализ материалов предполагает оценку их значимости в зависимости от частоты потребления.
Если рассматривать потребление отдельных видов материалов в течение длительного периода, то можно установить, что в их числе есть материалы, имеющие постоянный и стабильный спрос; материалы, расход которых подвержен определенным, например сезонным, колебаниям, и, наконец, материалы, расход которых носит случайный характер. Поэтому в пределах каждого из классов А, В и С материалы могут быть распределены еще и по степени прогнозируемости их расхода. Для такой классификации используются символы X, Y, Z.
Для проведения XYZ-анализа необходимо:
установить средний расход каждого вида материала с учетом колебания потребности в них по периодам, это могут быть, например, сезонные колебания;
рассчитать коэффициент вариации по каждой номенклатурной позиции;
расположить материалы по мере убывания коэффициентов вариации;
суммировать данные о количестве материалов в соответствии с возрастанием коэффициентов вариации, нанести их на схему;
разбить материалы на группы в зависимости от вариации спроса.
Результатом XYZ-анализа является построение кривой Лоренца и группировка ресурсов по трем категориям:
Группа X – объекты, коэффициент вариации значений по которым не превышает 10%, т.е. с вероятностью 99% можно утверждать, что прогноз на данную группу товаров будет отличаться от среднего значения на + (-) 10%. Это значит, что ресурсы характеризуются стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза.
Группа Y – объекты, коэффициент вариации по которым составляет 10% – 25%, т.е. прогноз будет отличаться от среднего значения не более чем на 25%. Это значит, что ресурсы характеризуются известными тенденциями определения потребности в них (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями их прогнозирования.
Группа Z – объекты, коэффициент вариации по которым превышает 25%, т.е. отклонения от среднего значения превышают 25%. В данной категории потребление ресурсов нерегулярно, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая.
Построение кривой XYZ осуществляется в прямоугольных координатах. По оси ОХ откладывают позиции ассортимента в порядке возрастания коэффициента вариации спроса, выраженные в процентах к общему количеству позиций ассортимента.
Кривая анализа XYZ