Логистические каналы и цепи
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Логистический канал — это частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение мат потока от конкретного производителя до его потребителей.
Множество является частично упорядоченным до тех пор, пока не сделан выбор конкретных участников процесса продвижения материального потока от поставщика к потребителю. После этого логистический канал преобразуется в логистическую цепь. Например, принятие принципиального решения о реализации продукции через агентскую фирму и, таким образом, отказ от непосредственной работы с потребителем, является выбором канала распределения. Выбор же конкретной агентской фирмы, конкретного перевозчика, конкретного страховщика и так далее — это выбор логистической цепи.
Логистический канал имеет следующие характеристики:
длина – это количество промежуточных звеньев между производителем и потребителем;
ширина – число промежуточных звеньев на каждом уровне распределения продукции.
Различают логистические каналы следующих уровней:
нулевой, когда между производителем и потребителем отсутствуют посредники;
первый – между производителем и потребителем присутствует розничный посредник;
второй – между производителем и потребителем присутствует оптовый и розничный посредники;
третий – между производителем и потребителем присутствуют оптовый, мелкооптовый и розничный посредники.
Кроме вышеприведенной классификации логистические каналы могут быть:
Горизонтальные, когда между производителем и потребителем имеются посредники, и их целью является максимизация своей прибыли.
Вертикальные, их особенность состоит в том, что производитель и посредники действуют как единая логистическая система.
Логистическая цепь — это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой.
Материальный поток исходит либо из источника сырья, либо из производства, либо из распределительного центра. Поступает либо на производство, либо в распределительный центр, либо к конечному потребителю.
Во всех случаях материальный поток поступает в потребление, которое может быть производственным или непроизводственным:
Потребление производственное — это текущее использование общественного продукта на производственные нужды в качестве средств труда и предметов труда.
Потребление непроизводственное — это текущее использование общественного продукта на непроизводственные нужды в качестве средств труда и предметов труда.
На всех этапах движения материального потока в пределах логистики происходит его производственное потребление. Лишь на конечном этапе, завершающем логистическую цепь, материальный поток попадает в сферу непроизводственного потребления.