Матрица совмещенного ABC-XYZ анализа запасов
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Эффективнее применять ХYZ-анализ в сочетании с АВС-анализом, хотя и он один дает полезную информацию. В этом случае товары разделяются на девять категорий в соответствии с матрицей, представленной в таблице.
ABC-XYZ анализ
АХ высокий вклад в сбыт, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления | AY высокий вклад в сбыт, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности | АZ высокий вклад в сбыт, низкая степень надежности прогноза вследствие стохастического потребления |
ВХ средний вклад в сбыт, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления | ВY средний вклад в сбыт, средняя степень надежности прогноза | ВZ, средний вклад в сбыт, низкая степень надежности прогноза вследствие стохастического потребления |
СХ низкий вклад в сбыт, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления | СY низкий вклад в сбыт, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности потребления | СZ низкий вклад в сбыт, низкая степень надежности прогноза вследствие стохастического потребления вследствие нестабильности |
В категории СZ часто оказываются сопутствующие товары – приносят мало дохода и закупаются клиентами нерегулярно.
В категорию СХ попадают хлеб, соль и спички. Эти товары должны быть в наличии – не найдя их, покупатель может больше не прийти в магазин.
Для категории АХ, учитывая ее финансовую значимость и предсказуемость, должны устанавливаться жесткие нормативы, соблюдению которых нужно уделять особое внимание и АВС(ХУ2)-анализ может стать основой управления запасами
Интегрированный АВС(ХYZ)-анализ – средство поддержки при принятии решений. Построение матрицы не выявит товары, подлежащие немедленному выводу из списка продаваемых. Всегда необходим дополнительный анализ. Интегрированный анализ часто используют для дифференциации уровней обслуживания для приоритетных и стандартных клиентов.
Матрицу интегрированного анализа можно использовать также для распределения административных ресурсов:
категория АХ должна обслуживаться самыми опытными и квалифицированными сотрудниками;
группу товаров категории СZ можно доверить новичкам (им будет несложно работать с категорией, где заказы происходят реже, допуски по отклонениям выше).