Необходимость и возможность широкого применения логистики в современной экономике
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Необходимость применения логистики в современной экономике объясняется следующими причинами:
Первая причина – развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя.
До начала 60-х годов в странах с развитой рыночной экономикой производство, оптовая и розничная торговля работали без тесной увязки друг с другом. Особых проблем с реализацией продукции не было. Конкуренция осуществлялась в этот период за счет расширения и совершенствования производства.
К началу 60-х годов резервы повышения конкурентного потенциала непосредственно в производстве были существенно исчерпаны. Предприниматели стали больше внимания уделять не самому товару, а качеству его поставки. Улучшение работы в сфере распределения, не требуя дополнительных капитальных вложений в освоение выпуска нового товара, обеспечивало высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости и одновременно повышения надежности и качества поставок (гарантированные сроки, отсутствие брака, возможность поставки мелкими партиями).
Вторая причина, объясняющая необходимость применения логистики в экономике – резкое удорожание материальных ресурсов и транспортных затрат, начиная с энергетического кризиса 70-х годов.
Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать методы повышения экономичности перевозок. Причем, эффективно решить эту задачу лишь за счет рационализации работы транспорта невозможно. Здесь необходимы согласованные действия всех участников совокупного логистического процесса.
Возможность применения логистики в экономике обусловлена современными достижениями научно-технического прогресса. При этом ключевое значение для развития логистики играет компьютеризация управления логистическими процессами. Мощное развитие информационных систем, как на уровне отдельных предприятий, так и на больших территориях сделало возможным осуществление мониторинга всех фаз движения продукта – от первичного источника сырья через все промежуточные производственные, складские и транспортные процессы вплоть до конечного потребителя.
Факты, свидетельствующие, что требуется внедрение логистики:
половина заказов, отгружаемых клиентам, не поступает к ним вовремя и приходится выяснять, что произошло;
выяснение статуса заказа отнимает значительную часть времени сотрудников отдела сбыта;
обработка заказа занимает несколько дней;
компания вынуждена держать большой страховой запас для удовлетворения потенциальных клиентов;
в половине случаев часть заказанных товаров отсутствует на складе, и клиент вынужден ждать;
рост числа клиентов приостанавливается, некоторые постоянные клиенты уходят к конкурентам.