Причины создания запасов
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Предприниматели вынуждены создавать запасы, так как в противном случае увеличиваются издержки обращения, то есть уменьшается прибыль.
Основные мотивы, которыми руководствуются предприниматели, создавая материальные запасы:
Вероятность нарушения установленного графика поставок (непредсказуемое снижение интенсивности входного потока). В этом случае запас необходим для того, чтобы не остановился производственный процесс, что особенно важно для предприятий с непрерывным циклом производства.
Возможность колебания спроса (непредсказуемое увеличение интенсивности выходного потока). Спрос на группу товаров можно предсказать с большой долей вероятности, но прогнозировать спрос на конкретный товар гораздо сложнее. Если не иметь запаса этого товара, не исключена ситуация, когда спрос не будет удовлетворен.
Сезонные колебания производства некоторых видов товаров. В основном это касается продукции сельского хозяйства. Например, урожай картофеля убирается в начале осени, а потоки его идут по товаропроводящим цепям круглый год.
Скидки за покупку крупной партии товаров также могут стать причиной создания запасов (некоторые наши соотечественники хранят дома сравнительно большие запасы продовольствия именно по этой причине).
Спекуляция. Цена на некоторые товары может резко возрасти. Предприятие, сумевшее предвидеть этот рост, создаст запас с целью получения прибыли за счет повышения рыночной цены.
Издержки, связанные с оформлением заказа. Процесс оформления каждого нового заказа сопровождается издержками административного характера (поиск поставщика, проведение переговоров с ним). Снизить эти затраты можно сокращением количества заказов, что равносильно увеличению объема заказываемой партии и повышению размера запаса.
Возможность равномерного осуществления операций по производству и распределению. Эти два вида деятельности тесно взаимосвязаны между собой: распределяется то, что производится. При отсутствии запасов интенсивность материальных потоков в системе распределения колеблется в соответствии с изменениями интенсивности производства.
Возможность немедленного обслуживания покупателей. Выполнить заказ покупателей можно одним из следующих способов: произвести заказанный товар; закупить заказанный товар; выдать заказанный товар немедленно из имеющегося запаса. В условиях конкуренции возможность немедленного удовлетворения заказа может оказаться решающей в борьбе за потребителя.
Сведение к минимуму простоев производства из-за отсутствия запасных частей. Поломки оборудования, разнообразные аварии могут привести при отсутствии запасов деталей к остановке производственного процесса.
Упрощение процесса управления производством. Наличие запасов полуфабрикатов на различных стадиях производственного процесса позволяет снизить требования к степени согласованности производственных процессов на различных участках и соответствующие издержки на организацию управления этими процессами.