Виды маршрутов и их оптимизация
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Движение автотранспорта происходит по маршрутам.
Маршрут движения – путь следования автомобиля при выполнении перевозок.
Маршруты движения могут быть двух типов:
Маятниковые маршруты. При маятниковом маршруте путь следования автомобиля между двумя грузопунктами неоднократно повторяется.
Кольцевые маршруты. Кольцевой маршрут – маршрут движения автомобиля по замкнутому контуру, соединяющему несколько потребителей (поставщиков). Разновидностями кольцевых маршрутах являются развозочные, сборные и сборно-развозочные маршруты.
Развозочным называется такой маршрут, при котором продукция загружается у одного поставщика и развозится нескольким потребителям.
Сборный маршрут — это маршрут движения, когда продукция получается у нескольких поставщиков и доставляется одному потребителю.
Сборно-развозочный маршрут – это сочетания развозочного и сборного маршрутов.
Маршрутизация перевозок – наиболее совершенный способ организации материала потока грузов со склада потребителя. Создание маршрута позволяет точно определить оптимальный объем перевозок грузов со склада, количества автомобилей, осуществляющих эти перевозки, что способствуют сокращению простое автомобилей под погрузкой и разгрузкой, эффективному использованию подвижного состава и высвобождению из сфер обращения значительных материальных потребителей. Вместе с тем маршрутизация перевозок позволяет повысить производительность автомобиля при одновременном сокращении количества транспортных средств, поступающих на склад. В условиях, когда созданы маршруты, определены сроки поставки и они соблюдаются, производственные запасы потребителей могут сокращаться в 1,5 - 2 раза.
Роль маршрутизации заключается также в том, что потребители, производители и торговые посредники получают возможность составления реальных проектов по текущим планам и обеспечить эффективную организацию работы с оперативными заявками на транспорт общего пользования.
Правильная маршрутизация грузопотоков не только укрепляет взаимодействие всех участников логистических процессов, но и способствует более тесной интеграции производственно-хозяйственной деятельности всех звеньев логистических цепей.
Основные элементы маршрута:
длина маршрута – путь, проходимый автомобилям от начального до конечного пункта маршрута;
оборот автомобиля – законченный цикл движения, т.е. движения от начального до конечного пункта.
Одной из задач в логистической системе является разработка стратегии и логистической концепции, построение модели транспортного обслуживания потребителей и фирм. Это стратегия основывается на расчете рациональных маршрутов перевозки и составления оптимальных графиков (расписаний) доставки продукции потребителю, т.е. отвечает на вопросы, когда, сколько и в какое время должны быть доставлены грузы. Вариантами организации движения автомобиля могут быть: маятниковый маршрут с обратным порожним пробегом или развозочный маршрут при перевозки мелкопартионных грузов потребителям.
На практике при планировании работы автомобилей по маятниковым маршрутам с обратным холостым пробегом руководствуются единственным правилам: последний пункт разгрузки автомобилей должен быть как можно ближе к автохозяйству. Считается, что при соблюдении этой основанной на здравом смысле рекомендации обеспечивается минимум пробега без груза.
Логистическая система может заниматься и прикреплением поставщиков к потребителю. Это может быть при наличии у поставщика региональных складов, находящихся в различных экономических районах, и определенного количества потребителей
Разработка оптимального маршрута грузоперевозки — это важная задача при оказании качественных транспортно-экспедиторских услуг, на основе которой строится вся логистическая цепочка. Оптимальный маршрут позволяет не только гарантировать своевременную доставку груза получателю, но и существенно снизить затраты на его доставку, сделав её при этом максимально быстрой и надёжной. Он создаётся в результате сравнительного анализа всех возможных маршрутов.
При разработке оптимального маршрута учитываются:
Пункты отправки и назначения.
Условия в пункте отгрузки и в пункте назначения.
Требуемые сроки доставки.
Ограничения по стоимости перевозки.
Габариты и вес перевозимого груза.
Доступность перевозки груза различными видами транспорта.
Наличие договорных отношений с компаниями-перевозчиками.
Собранная и проанализированная информации.
Требования по сопровождению груза.
При разработке оптимального маршрута необходимо собрать и проанализировать множество показателей, таких как:
Груз.
Дорога.
Выбор транспортного средства.
Список государственных организаций, согласующих и контролирующим маршрут.
Требования по таможенному оформлению и др.