Регулирование внешних эффектов: корректирующие налоги и субсидии
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Регулирование внешних эффектов — это осуществление в виде ограничений или поощрений способов интернализации внешних эффектов, направленных на оптимизацию распределения ресурсов.
Суть проблемы регулирования сводится к тому, чтобы найти способы трансформации внешних предельных издержек (выгод) во внутренние. Для решения этой задачи используется:
правовые;
административные;
экономические методы.
Правовые методы включают законы, правовые акты, постановления, указы.
Административные природоохранные мероприятия включают регламентацию хозяйственной деятельности, мониторинг объектов природной среды и ресурсов, контроль за соблюдением стандартов и норм, государственную экологическую экспертизу.
Экономические методы построены на принципе платности природопользования, который действует через систему платежей за выбросы и продажи временных разрешений на их осуществление, налогов и штрафов, а также премий и льгот. Такая система снижает природоемкие производства и защищает экологическую среду.
Большой гибкостью обладает плата за выбросы.
Плата за выбросы — это плата, взимаемая с фирмы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов. Такая система способствует сокращению общего объема вредных выбросов, о чем наглядно свидетельствует международный опыт ее применения. Однако остается опасность нарушений стандартов загрязнений.
В последнее время получают все более широкое применение новые методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Среди них такая своеобразная форма, как продажа прав на загрязнение окружающей среды. Государство определяет объем вредных выбросов, допустимый в данном регионе, и продает его в форме лицензий, каждая из которых дает право на сброс загрязняющих веществ.
Еще одной формой регулирования может стать механизм «кредитования». Он сводится к тому, что фирмы, имеющие более низкий по сравнению с нормативным уровень вредных выбросов, получают не только право («кредит») на равновесное превышение норм загрязнений в будущем, но и возможность накапливать такие «кредиты». Если фирмам предоставляется право продавать такие «кредиты», то этот способ регулирования может стать мощным стимулом для дальнейшего снижения выбросов.
Принцип платности заключается в том, чтобы пользование природными ресурсами направить на решение экономических и экологических задач, повысить заинтересованность в их эффективном использовании, формировать дополнительные финансовые источники для воспроизводства ресурсов. В Республике Беларусь действует плата за землю, за использование недр, за пользование водными объектами, лесными ресурсами и т. д. Порядок установления оплаты состоит из трех этапов:
определение базовых нормативов платы;
дифференцированных нормативов;
конкретных размеров платы за загрязнение.