Деловая стратегия предприятия
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Деловая стратегия — управленческий план одного вида бизнеса. Стратегия бизнеса отражает разработанные руководством подходы и действия, направленные на обеспечение успешного функционирования одного конкретного рода деятельности. Центральным моментом в деловой стратегии является ответ на вопрос, как создать и укрепить долгосрочную конкурентную позицию фирмы на рынке.
Деловая стратегия состоит из ряда функциональных стратегий:
производственной;
маркетинговой;
кадровой;
финансовой;
стратегии в области НИОКР и т. д.
У фирмы, где существует только один вид бизнеса, корпоративная и деловая стратегии полностью совпадают. Следовательно, деловые стратегии есть только у диверсифицированных компаний.
Деловая стратегия охватывает все действия и новые подходы, которые руководитель считает полезными с точки зрения рынка, экономических тенденций и развития, нужд потребителей и демографической ситуации, новых законодательных и административных требований, а также всех остальных внешних факторов. Хорошая стратегия должна максимально соответствовать внешней ситуации, а если во внешней окружающей среде происходят значительные изменения, то корректировка стратегии осуществляется исходя из реальной потребности.
Деловая стратегия становится сильной, если она создает значительное устойчивое конкурентное преимущество. Деловая стратегия считается слабой, когда результатом ее реализации становится отсутствие конкурентного преимущества. При наличии конкурентных преимуществ фирма имеет перспективы получить прибыль выше средней по отрасли. Без такого преимущества фирма рискует оказаться побежденной сильными конкурентами.
Формирование деловой стратегии, создающей устойчивое конкурентное преимущество, имеет три грани:
принятие решений о том, где компания имеет наибольшие шансы получения конкурентного преимущества;
разработку таких свойств продукции или услуг, которые обладают значительной привлекательностью для потребителей;
нейтрализацию конкурентных действий фирм-конкурентов.
Деловая стратегия может быть наступательной и оборонительной.
Основные элементы деловой стратегии включают в себя принятие решений по следующим вопросам:
какие основные подходы к конкуренции будут применены (низкие затраты или низкие цены, дифференциация, концентрация внимания к конкретной рыночной нише);
действия, которые следует предпринять в случае изменений во внешней окружающей среде;
подход к вертикальной интеграции (полная, частичная или ее отсутствие), а так же другие действия, направленные на создание сферы конкурентоспособности фирмы внутри отрасли;
действия, направленные на обеспечение стабильной конкурентоспособности;
последние шаги, направленные на укрепление конкурентных позиций и совершенствование работы.
Деловая стратегия должна быть направлена на объединение стратегических инициатив различных функциональных областей: закупка, производство, НИОКР, финансы, кадры, продажи, маркетинг, распределение.
Деловая стратегия также включает план действий по решению особых стратегических проблем, характерных для конкурентной позиции. Например, целесообразно ли создавать новые мощности, заменять устаревшее оборудование, увеличивать расходы на научные исследования и разработки перспективной технологии.
Руководитель бизнеса делегирует решение большей части задач другим сотрудникам, но он несет полную ответственность за деловую стратегию фирмы и ее результаты. Он должен следить за тем, чтобы основные функциональные стратегии были хорошо продуманы и не противоречили друг другу. В диверсифицированных фирмах руководители бизнесов могут контролировать, чтобы цели и стратегия бизнеса соответствовали целям и стратегии фирмы.