Дисциплинарные отношения
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Дисциплинарные отношения – это отношения по поводу исполнения обязанностей и реализации прав.
По содержанию дисциплинарные отношения делятся на:
охранительные. Они возникают либо при невыполнении обязанностей (в том числе некачественном их исполнении), либо превышении права и причинении ущерба другим работникам;
поощрительные. Они возникают при проявлении работником активности, которая может быть поощрена;
воспитательные. Они включают право и обязанность администрации воспитывать работника;
организационные. Они включают определение прав, обязанностей, ответственности и распределение их среди работников.
Объектом дисциплинарных отношений является поведение человека, а также уровень трудовой дисциплины, отражающий количественную и качественную оценку поведения.
Выделяют три вида поведения:
активное, когда работник не только исполняет свои обязанности и использует права, но и проявляет активность большую, чем предусмотрено нормой;
правомерное – исполнение обязанностей и использование прав;
отклоняющееся (неисполнение обязанностей) – это превышение прав, причиняющее ущерб другим людям, коллективу.
Методы управления дисциплинарными отношениями: убеждение, поощрение, принуждение, организация труда.
Убеждение – это воздействие на сознание работника с целью вызвать его на полезную деятельность или затормозить его нежелательные поступки. Процесс убеждения включает субъект убеждения (администрация, общественные организации, трудовой коллектив, каждый работник организации), объект убеждения (человек, трудовой коллектив, администрация, которую убеждает работник, профсоюз, трудовой коллектив), средства убеждения (речь, реальное поведение, создание реальных ситуаций, условия труда, жизни), процедура убеждения.
Поощрение – это признание заслуг работника перед коллективом путем предоставления ему льгот, преимуществ, публичного оказания почета, повышения его престижа. Поощрение следует применять при каждом проявлении трудовой активности работника с положительным результатом. Оно должно быть значимым и доступным, поднимать престиж добросовестного труда. Виды поощрений: объявление благодарности, выдача премии, награждение ценным подарком, почетной грамотой, занесение в Книгу почета, на Доску почета, присвоение звания «Лучший по профессии», а также фотографирование на фоне организации, поощрение при достижении работником юбилейных дат (30-, 40-, 55-, 60-летия и т. д.), дополнительные оплаты, персональные надбавки к окладу, повышение по службе, предоставление особого статуса и более комфортных условий на работе.
Если работник совершил нарушение трудовой дисциплины, то администрация обязана применить к нему меру дисциплинарного или общественного воздействия или меру принуждения. Наказание должно быть неотвратимым, индивидуальным, значимым для работника, справедливым. Оно не должно унижать честь и достоинство человека. Виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение (за систематические нарушения, прогул, появление на работе в нетрезвом состоянии, состоянии наркотического или токсического опьянения, совершение по месту работы хищения и др.).
Для поддержания высокой дисциплины необходима хорошая организация труда. Она определяется такими характеристиками как цель организации, способы привлечения людей к труду, кооперация и разделение труда, методы, приемы и условия труда, нормирование труда, организация рабочих мест, четкое определение функции каждого работника.
Уровень трудовой дисциплины рассчитывают как отношение количества нарушителей (или нарушений) дисциплины к общему число работающих, то есть участников дисциплинарных отношений. Для расчета уровня трудовой дисциплины используют также формулы, которые учитывают отклоняющееся и активное поведение, и экспертные оценки.