Этапы контроля
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Процесс контроля имеет следующие этапы:
Установление нормативов, которые:
с одной стороны, можно рассматривать как критерии эффективности деятельности;
с другой — как определенные планом результаты, характеризующие деятельность на каждом этапе достижения цели.
Нормативы должны удовлетворять следующим требованиям:
возможность проверки;
измеримость.
Определение эффективности деятельности путем сопоставления нормативов с действительностью. При этом следует учитывать, что чем дальше от непосредственного производственного процесса находится исполнитель, тем труднее установить нормативы его деятельности и тем труднее, а зачастую и нужнее, эту деятельность контролировать.
Корректировка отклонений от планов и нормативов, которая может осуществляться путем:
пересмотра или модификации целей и планов;
перераспределения или уточнения заданий;
выделения дополнительного персонала или других ресурсов;
совершенствования систем подбора, стимулирования и обучения кадров;
увольнения сотрудника.
Требования, предъявляемые к системам контроля
Основными требованиями, предъявляемым к системам контроля являются:
соответствие планам — систем контроля должна соответствовать деятельности, которую она контролирует;
соответствие уровню руководителя — контроль, осуществляемый главным инженером, будет отличаться от контроля, осуществляемого мастером участка;
соответствие личным качествам руководителя — информация о состоянии контролируемого объекта должна подаваться руководителю в удобном для него виде;
эффективность, достигаемая за счет предоставления руководителю информации именно об отклонениях в контролируемом процессе;
объективность, достигаемая за счет того, что контроль опирается на измеримые критерии и нормативы;
гибкость — система контроля не должна давать сбои при изменении планов и нормативов;
экономичность — контроль должен окупать затраты на него.
Эффективность и экономичность системы контроля достигается за счет определения и контроля критических точек контролируемого процесса, которые представляют собой:
либо ограничивающие факторы, позволяющие оценивать расход ресурсов;
либо параметры, лучше других, отражающие ход выполнения плана.
Это дает возможность руководителю контролировать большее количество подчиненных, т.е. расширять диапазон управления.