Государственное управление и регулирование АПК
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Под государственным управлением АПК понимают прямое (непосредственное) целенаправленное управленческое воздействие на организации агропромышленного комплекса.
Государственное управление ограничено рамками государственной собственности и его объектами, которыми являются:
органы отраслевого управления;
государственные унитарные предприятия республиканского и регионального уровня;
акционерные общества, у которых доля акций, принадлежащих государству, обеспечивает контроль над ними;
контрольно-инспекционные службы;
государственные целевые программы.
По отношению к этим объектам государство в лице органов государственной власти вправе осуществлять функции хозяйственного управления (назначать и снимать с работы руководителей, устанавливать плановые задания, определять уровень оплаты труда, контролировать хозяйственную и финансовую деятельность и т.д.).
Под государственным регулированием АПК понимают косвенное (опосредованное, т.е. осуществляемое преимущественно экономическими методами), управленческое воздействие на социально-экономические процессы (распределение, обмен и потребление) как в государственном, так и в негосударственном секторах агропромышленного производства.
Объектами государственного регулирования, независимо от их правового статуса, выступают все организации АПК.
Государственное регулирование и управление АПК тесно взаимосвязаны между собой и осуществляются через систему мер реализации аграрной политики.
В аграрной политике выделяют ряд элементов:
Земельная политика, основными направлениями которой являются:
правовое разрешение вопросов о полном или частичном землевладении, аренде земли;
регулирование вопросов землепользования и его структуры, мониторинг тенденций его развития;
планирование и управление процессами землеустройства, включая программы развития сельских регионов и др.
Финансовая политика, основными направлениями которой являются:
развитие системы кредитования аграрной сферы (виды и размеры кредитов, авансирования, система залога и поручительства);
формирование доступности кредита (процентная ставка, сроки пользования и погашения);
совершенствование системы текущего финансового обслуживания (возможности погашения платежей);
упорядочение каналов бюджетного финансирования (субсидии, дотации, удешевление кредитов).
Социальная политика, основными направлениями которой являются:
политика формирование доходов, как результат участия в регулировании рынков земли, труда, капитала;
обновление и развитие деревни;
развитие рыночной инфраструктуры села, консультативное обслуживание;
социальные гарантии (система пенсионного обеспечение и страхования);
экология.
Политика в области формирования рынка, основными направлениями которой являются:
стабилизация внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции (участники, ценообразование, замещение экспорта);
регулирование поведения на внешних рынках сельскохозяйственной продукции (условия экспорта);
совершенствование нормативно-правового обеспечения, ограничивающее свободу входа и выхода на рынки (инвестиционная привлекательность, антимонопольное законодательство).