Инновационная деятельность предприятия
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Инновация – не только технический, но и экономический и социальный термин. Результатом инновации может быть новый продукт, новое удобство, новая потребность, качественно, экономическая удовлетворенность, новая цена.
Инновация совсем не обязательно является изобретением в техническом смысле. Требования к изобретению более жесткие, чем к инновации. Социальные и экономические инновации часто оказываются важнее технических.
Инновация – это задача наделения человеческих и материальных ресурсов новой способностью производить богатство.
Инновация – это превращение потребностей общества в возможности для прибыльного бизнеса.
В общем смысле инновация – это изобретение или открытие новых возможностей для решения проблемы.
Инновация может касаться продукции или методов. Инновации разделяют также по виду объекта (в материалах, в средствах производства, социальные и организационные инновации). Инновации могут быть по инициативе либо изготовителя, либо покупателя.
Инновационная стратегия предприятия должна быть всегда ориентирована на рынок, а не на продукт. Факторы, определяющие инновационную стратегию:
она начинается с вопроса «В чем состоит наш бизнес и каким он должен быть?» Главная предпосылка инновационной стратегии – новое и иное;
инновационные усилия должны быть по крайней мере втрое, вчетверо выше, чем затраты, нужные для достижения целей (обычно девять из десяти идей оказываются пустыми);
для инноваций долгое время, иногда годы, требуются большие усилия. Предсказать успех новой идеи очень трудно. Еще труднее предсказать, когда он начнется;
только после того, как новая продукция введена на рынок в коммерческих количествах и успешно продается несколько лет, данные по ней включаются в бюджет соответствующего подразделения предприятия;
главная движущая сила инновации – высшее руководство. Его важнейшая задача состоит в превращении полусырых идей в конкретную реальность. Это достаточно сложно, так как на ранних стадиях все идеи выглядят равно привлекательными (или равно невыполнимыми).
Инновационная структура предполагает, что поиск инноваций должен быть организован отдельно, вне текущего производства.
Инновационную деятельность выделяют в отдельные подразделения. Это делается по следующим причинам:
нельзя возлагать на линейных и функциональных руководителей выпуск продукции, ответственность и за текущее производство, и за новые разработки;
истинная инновация редко бывает продолжением текущей деятельности;
инновация должна организовываться не как функция, а как бизнес;
на традиционном действующем предприятии работа планируется от настоящего к будущему. В новаторской организации работа начинается оттуда, где мы хотим быть, назад к тому, что мы должны сделать, чтобы туда попасть.
Стимулирование инновационной деятельности связано с особенностями оплаты. Сама оплата усилий в инновационных подразделениях содержит внутреннее противоречие. С одной стороны, здесь нужны способные люди, которым надо хорошо платить. С другой стороны, результаты если и будут, то через несколько лет.
Существуют различные способы мотивации людей работать за скромное вознаграждение, пока результаты не достигнуты:
можно обещать человеку, успешно развивающему новый рынок, пост руководителя нового предприятия с соответствующим вознаграждением;
можно обещать долю в будущих прибылях;
следует помнить о том, что люди, решающие инновационную задачу, рискуют. И инновационная организация должна разделять их риск. В случае неудачи им должно быть гарантировано возвращение на прежние рабочие места с прежней зарплатой. Нельзя награждать за неудачу, но и нельзя наказывать за неудачную попытку;
если добросовестная работа не увенчалась успехом, то нельзя считать неудачу поводом для повторных попыток. Вероятность успеха падает с каждой повторной попыткой. При неудаче надо проверить правильность поставленной цели.