Месторасположение предприятия
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Решение о месторасположении является стратегическим, так как отвечает на вопрос об экономически удобном в течение длительного времени пространственном размещении и организации деятельности предприятия. Выбор месторасположения осуществляется при его создании, перебазировании или создании и перебазировании какого-то подразделения этого предприятия.
Выбор наиболее удобного месторасположения осуществляется разработкой альтернатив, которыми в рамках принятия решения являются:
географические места (внутри страны или за границей, в городах или поселках, на центральных магистралях или вдали от них);
виды оформления размещения (аренда, лизинг, покупка, договор о совместном использовании);
мобильность факторов производства (сырье, ресурсы, рабочая сила);
юридические нормы;
транспортные расходы и прочее.
Качество месторасположения предприятия определяется рядом факторов.
Факторы, ориентированные на подготовку производства:
структура земли, цена покупки или аренды;
цены на сырье, вспомогательные и производственные материалы;
транспортные издержки;
потенциал рабочей силы в зависимости от численности населения и уровня жизни.
Факторы, ориентированные непосредственно на производство:
структура почвы, климат;
технические и инфраструктурные особенности;
пространственная близость к партнерам по кооперации.
Факторы, ориентированные на сбыт:
структура потребления и покупательская способность;
деловые контакты;
конкуренция в данной местности и ее репутация;
магистральные связи.
Факторы, устанавливаемые государством:
правовая защита, лицензионные и сертификатные предписания, требования к отчетности, риск ограничения деятельности предприятия;
регулирование пересечения границ;
мероприятия по защите окружающей среды;
государственные и коммунальные налоги, налоговые льготы;
государственная помощь в виде субсидий, административной поддержки, финансирования программ.
При решении задачи о месторасположении предприятия используются частные и более общие Scoring-методы, основанные на анализе полезной стоимости, а также модель транспортных издержек Вебера.