... > Менеджмент > Месторасположение предприятия

Месторасположение предприятия

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Выбор месторасположения
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Решение о месторасположении является стратегическим, так как отвечает на вопрос об экономически удобном в течение длительного времени пространственном размещении и организации деятельности предприятия. Выбор месторасположения осуществляется при его создании, перебазировании или создании и перебазировании какого-то подразделения этого предприятия.

Выбор наиболее удобного месторасположения осуществляется разработкой альтернатив, которыми в рамках принятия решения являются:

  1. географические места (внутри страны или за границей, в городах или поселках, на центральных магистралях или вдали от них);

  2. виды оформления размещения (аренда, лизинг, покупка, договор о совместном использовании); 

  3. мобильность факторов производства (сырье, ресурсы, рабочая сила);

  4. юридические нормы;

  5. транспортные расходы и прочее.

Качество месторасположения предприятия определяется рядом факторов.

  • Факторы, ориентированные на подготовку производства:

    • структура земли, цена покупки или аренды;

    • цены на сырье, вспомогательные и производственные материалы;

    • транспортные издержки;

    • потенциал рабочей силы в зависимости от численности населения и уровня жизни.

  • Факторы, ориентированные непосредственно на производство:

    • структура почвы, климат;

    • технические и инфраструктурные особенности;

    • пространственная близость к партнерам по кооперации.

  • Факторы, ориентированные на сбыт:

    • структура потребления и покупательская способность;

    • деловые контакты;

    • конкуренция в данной местности и ее репутация;

    • магистральные связи.

  • Факторы, устанавливаемые государством:

    • правовая защита, лицензионные и сертификатные предписания, требования к отчетности, риск ограничения деятельности предприятия;

    • регулирование пересечения границ;

    • мероприятия по защите окружающей среды;

    • государственные и коммунальные налоги, налоговые льготы;

    • государственная помощь в виде субсидий, административной поддержки, финансирования программ.

При решении задачи о месторасположении предприятия используются частные и более общие Scoring-методы, основанные на анализе полезной стоимости, а также модель транспортных издержек Вебера.