Неформальные группы
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Наблюдая за поведением в формальных группах, психологи обнаружили, что внутри них образуются новые группы. Эти группы не санкционируются никакими формальными актами, возникают стихийно, но носят в себе все признаки группы. Они обладают общностью интересов, целей и единством действий. Неформальные группы образуются на основе тех или иных интересов, общих для всех членов группы. Эти интересы могут быть связаны с производственной деятельностью или с бытом, отдыхом, развлечениями и т.д.
Изучая неформальные группы, психологи выделили несколько типов отношений, основные из которых следующие:
Отношения ответственной зависимости. При установлении таких отношений люди негласно берут на себя определенные обязательства по отношению к другим людям.
Отношения сотрудничества. Одной из разновидностей таких отношений является наставничество. Особым видом отношений сотрудничества, играющим в большинстве случаев отрицательную роль , является сговор.
Отношения соперничества. Соперничество в большинстве случаев умножает силы отдельных индивидуумов, заставляет их делать работу быстрее, производительнее, с лучшим качеством.
Конформизм или внушающее влияние членов группы друг на друга.
Важнейшим свойством неформальных групп является способность выделять лидера из своей среды.
Лидер — неформальный руководитель группы, чьи указания и распоряжения часто выполняются более добросовестно и охотно, чем распоряжения формального руководителя.
Основные функции лидера неформальной группы:
определение групповых целей и планирование деятельности группы;
наблюдение за исполнением;
представительство во внешней среде;
функция эксперта;
регулирование отношений внутри группы;
лидер – источник групповых ценностей и норм;
лидер – эмоциональный центр группы.
Формальный руководитель может стать при определенных обстоятельствах и лидером группы. Для этого он должен обладать способностями к лидерству. Кроме того, для укрепления положения лидера формальный руководитель должен создавать и поддерживать хороший морально-психологический климат в коллективе.
Этому способствуют:
формирование хорошего впечатления о будущей работе и коллективе во время приема на работу;
справедливое распределение материальных поощрений за хороший труд;
полная информированность работника о льготах;
сознание важности выполняемой работы и профессиональная гордость;
уважительное отношение к заслуженным людям.