... > Менеджмент > Периодизация основных этапов...

Периодизация основных этапов развития управленческой мысли

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

I период II период
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Развитии теории и практики управления выделяют два крупных исторических периода: донаучный и научный.

I период — донаучный период — начиная с 5-7 тысячелетия до нашей эры примерно до XVIII.

Наиболее длительным был первый период развития управления. Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного груда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.

Примерно 5 - 7 тыс. лет до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охота, сбор плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов — их производству. Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.

В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000 - 2800 гг. до н.э.) сформировались достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).

Сократ был одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности (470-399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.

Платон (428 - 348 гг. до н.э.) предложил классификацию форм государственного управления, сделал попытку разграничить функции органов управления.

А. Македонский (356 - 323 гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.

II период — научный период (1776 - по настоящее время).

Индустриальный период (1776-1890). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А. Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления. Он сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

Большое влияние на формирование многих современных научных направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

Третий этап развития управленской мысли происходил в период 1961-1980 годов и представлен в литературе как управление на основе предвидения изменений и определения реакции на них путем выработки соответствующей стратегии.

Для данного этапа характерны:

  • отход от экстраполяции оценок; учет изменчивости факторов деятельности;

  • анализ внутренних возможностей предприятия и внешних факторов;

  • поиск путей наилучшего использования внутренних возможностей с учетом внешних ограничений и соответствия имеющихся резервов требованиям внешней среды и альтернативность решений.

Четвертый этап, с начала 1980-х годов и по настоящее время, получил название управления на основе гибких экстренных решений или управления в условиях, когда многие важные задачи возникают настолько стремительно, что их невозможно сразу предусмотреть.

Отличительными чертами такой системы управления стали:

  • акцент на внедрение стратегических решений и интеграцию управленческих действий;

  • децентрализация и демократизация управления;

  • рост значимости интуиции и усиление качественного подхода в оценках;

  • рассмотрение предприятия как субъекта активного воздействия на среду;

  • использование стратегии в качестве основного инструмента управления развитием предприятия.