Подбор и оценка персонала
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Процедура подбора кандидатуры на руководящую должность включает следующие этапы:
учет условий будущей работы;
определение основных требований к претенденту на должность;
выбор методики оценки качеств кандидатов и разработка критериев;
оценка кандидатов и выявление их положительных и негативных сторон;
определение наиболее подходящей кандидатуры.
На практике при рассмотрении кандидатур на руководящую должность используют следующие методики:
анализ письменных характеристик и других документов. Он заключается в сравнении основных данных каждого претендента и определение наиболее подходящей кандидатуры с точки зрения оценивающего лица;
метод эталона. Какая-либо из кандидатур выбирается в качестве эталона по одному, нескольким или по всем оцениваемым параметрам и с ним сравниваются остальные кандидатуры;
классификация по порядку. Все кандидатуры располагаются по порядку от лучшей к худшей по каждому из оцениваемых параметров. После этого определяются итоговые оценки кандидатов как суммы полученных ими порядковых номеров. Лучшим кандидатом является тот, у которого меньше суммарная оценка;
попарное сравнение. Эта методика применяется, если кандидатов больше трех. Она заключается в последовательном попарном сравнении кандидатур друг с другом по всей совокупности параметров с точки зрения их общей ценности для предприятия. При каждом сравнении отмечается кандидатура, признанная лучшей;
конкурс. Суть его в том, что должность периодически (через 3, 4, 5 лет) объявляется вакантной и замещается по конкурсу в установленном порядке;
конкурс проектов. Кандидатам дается задание на разработку определенного проекта, в котором автор излагает свою точку зрения, вскрывает недостатки, излагает новые идеи, выдвигает и обосновывает свои предложения. Автор лучшего проекта имеет больше шансов занять место руководителя;
метод тестов. Здесь критерием являются откровенные ответы на целенаправленные вопросы или качество выполнения предлагаемого задания.
Оценка кандидатов с применением бальной системы. Эта методика предполагает разработку требований к различным качествам претендентов, определение критериев и шкалы их оценки. При этом создается идеальная модель руководителя. Она включает перечень моральных (общенародных), деловых и личностных (этических) качества, которым должен удовлетворять руководитель. Все качества имеют свои весовые коэффициенты, соответствующие выбранной модели. Кандидат на должность руководителя сравнивается с выбранной идеальной моделью. Сравнение осуществляется путем оценки каждой из характеристик качеств кандидата. После завершения оценки производится подсчет набранных баллов по всем качествам.
Целесообразно одновременно применять в сочетании несколько методов, а также использовать и другие пути изучения кандидатов.
Определенную помощь при отборе персонала оказывают различные источники информации:
заявление о приеме – дает первое общее впечатление о кандидате;
фотография – дает представление о внешности;
биография – показывает процесс становления человека, позволяет узнать некоторые детали;
анкета – содержит систематизированную информацию о кандидате;
аттестат, диплом – дают представления об успехах в школе, училище, вузе;
трудовая книжка – подтверждает места работы, занимаемые должности, сферы деятельности и содержит квалификационные характеристики;
рекомендации – освещают ряд аспектов профпригодности;
разговор с поступающим – дает личное впечатление о поступающем, заполняет пробелы в информации о кандидате от других источников;
пробная работа – выявляет способность выполнять определенное задание;
психологические тесты – направлены на определение профпригодности, интеллекта, эрудиции, профессиональных качеств, черт характера.
Руководитель несет ответственность за вверенное ему предприятие или организацию. Это предъявляет к нему определенные требования: способность формировать коллектив, понимание особенностей управленческого труда, умение руководить, обучать, влиять на людей, творческий подход, навыки решения проблем, неостановленное саморазвитие, четкие личные ценности и цели, умение управлять собой.