... > Менеджмент > Подбор и оценка...

Подбор и оценка персонала

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Процедура подбора кандидатуры На практике при рассмотрении Определенную помощь
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Процедура подбора кандидатуры на руководящую должность включает следующие этапы:

  • учет условий будущей работы;

  • определение основных требований к претенденту на должность;

  • выбор методики оценки качеств кандидатов и разработка критериев;

  • оценка кандидатов и выявление их положительных и негативных сторон;

  • определение наиболее подходящей кандидатуры.

На практике при рассмотрении кандидатур на руководящую должность используют следующие методики:

  • анализ письменных характеристик и других документов. Он заключается в сравнении основных данных каждого претендента и определение наиболее подходящей кандидатуры с точки зрения оценивающего лица;

  • метод эталона. Какая-либо из кандидатур выбирается в качестве эталона по одному, нескольким или по всем оцениваемым параметрам и с ним сравниваются остальные кандидатуры;

  • классификация по порядку. Все кандидатуры располагаются по порядку от лучшей к худшей по каждому из оцениваемых параметров. После этого определяются итоговые оценки кандидатов как суммы полученных ими порядковых номеров. Лучшим кандидатом является тот, у которого меньше суммарная оценка;

  • попарное сравнение. Эта методика применяется, если кандидатов больше трех. Она заключается в последовательном попарном сравнении кандидатур друг с другом по всей совокупности параметров с точки зрения их общей ценности для предприятия. При каждом сравнении отмечается кандидатура, признанная лучшей;

  • конкурс. Суть его в том, что должность периодически (через 3, 4, 5 лет) объявляется вакантной и замещается по конкурсу в установленном порядке;

  • конкурс проектов. Кандидатам дается задание на разработку определенного проекта, в котором автор излагает свою точку зрения, вскрывает недостатки, излагает новые идеи, выдвигает и обосновывает свои предложения. Автор лучшего проекта имеет больше шансов занять место руководителя;

  • метод тестов. Здесь критерием являются откровенные ответы на целенаправленные вопросы или качество выполнения предлагаемого задания.

Оценка кандидатов с применением бальной системы. Эта методика предполагает разработку требований к различным качествам претендентов, определение критериев и шкалы их оценки. При этом создается идеальная модель руководителя. Она включает перечень моральных (общенародных), деловых и личностных (этических) качества, которым должен удовлетворять руководитель. Все качества имеют свои весовые коэффициенты, соответствующие выбранной модели. Кандидат на должность руководителя сравнивается с выбранной идеальной моделью. Сравнение осуществляется путем оценки каждой из характеристик качеств кандидата. После завершения оценки производится подсчет набранных баллов по всем качествам.

Целесообразно одновременно применять в сочетании несколько методов, а также использовать и другие пути изучения кандидатов.

Определенную помощь при отборе персонала оказывают различные источники информации:

  • заявление о приеме – дает первое общее впечатление о кандидате;

  • фотография – дает представление о внешности;

  • биография – показывает процесс становления человека, позволяет узнать некоторые детали;

  • анкета – содержит систематизированную информацию о кандидате;

  • аттестат, диплом – дают представления об успехах в школе, училище, вузе;

  • трудовая книжка – подтверждает места работы, занимаемые должности, сферы деятельности и содержит квалификационные характеристики;

  • рекомендации – освещают ряд аспектов профпригодности;

  • разговор с поступающим – дает личное впечатление о поступающем, заполняет пробелы в информации о кандидате от других источников;

  • пробная работа – выявляет способность выполнять определенное задание;

  • психологические тесты – направлены на определение профпригодности, интеллекта, эрудиции, профессиональных качеств, черт характера.

Руководитель несет ответственность за вверенное ему предприятие или организацию. Это предъявляет к нему определенные требования: способность формировать коллектив, понимание особенностей управленческого труда, умение руководить, обучать, влиять на людей, творческий подход, навыки решения проблем, неостановленное саморазвитие, четкие личные ценности и цели, умение управлять собой.