Понятие и виды принципов управления
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Принципы менеджмента — это фундаментальные истины (или то, что считается истиной в настоящий момент), на которых строится система управления в целом или отдельные ее части.
Впервые принципы менеджмента были сформулированы Гаррингтоном Эмерсоном в книге «Двенадцать принципов управления» в 1912 году.
Этими принципами были: отчетливо поставленные идеалы или цели; здравый смысл; использование компетентных консультаций; дисциплины; справедливое отношение к персоналу; быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет; диспетчеризация; наличие норм и расписаний; нормализация условий труда; нормирование производственных и управленческих операций; наличие стандартных инструкций; вознаграждение за производительность.
В качестве современных принципов менеджмента можно рассматривать систему принципов, предложенную Т.Питтерсом и Р.Уотерманом.
К этим принципам относятся:
Ориентация на достижение успеха. Под этим подразумевается:
постоянный поиск альтернативных вариантов развития организации;
умение выбирать направления деятельности, предвещающие успех и концентрация деятельности на этих направлениях;
умение вырабатывать новые методы разрешения новых проблем, с которыми сталкивается организация.
Быть всегда лицом к потребителю. Это означает:
иметь ясное и четкое видение интересов индивидуального потребителя;
с уважением относиться к запросам потребителей;
повышать готовность каждого сотрудника предприятия к инновациям и динамичному обновлению продукции.
Самостоятельность и предприимчивость, которая базируется на культивировании в организации:
индивидуальной инициативы всех сотрудников;
решительных, но взвешенных действий сотрудников, совершаемых на основе прогнозов близких и дальних последствий;
несение каждым сотрудником ответственности за свои действия.
Производительность, базирующаяся на:
естественных интересах и стремлениях персонала жить лучше и реализовывать себя;
постоянном обучении персонала;
активной ориентации его мышления на быстрые изменения в характере и масштабах деятельности организации, обусловленные развитием рынка;
отождествлении сотрудников с организацией, когда каждый работник — это «свой человек» для организации.
Связь с жизнью, которая опирается на:
объективные экономические законы и реальном осознании экономической ситуации;
стремление исправлять ошибки, одновременно учась на них;
выработку реалистичных, простых и понятных критериев оценки деятельности каждого сотрудника и организации в целом;
постоянный анализ получаемых результатов и корректировку стратегических и тактических целей и деятельности;
расширение и углубление связей организации с внешним окружением;
ориентацию деятельности организации на общественные интересы.
Верность своему делу, которая формируется на основе:
общечеловеческих ценностей;
философии организации, признаваемой большинством сотрудников;
взаимной выгоды и социальном партнерстве;
создания атмосферы общности интересов организации и персонала.
Простота структуры и скромный штат управления. Это достигается за счет:
децентрализации управления организацией и создания предпосылок для широкого горизонтального взаимодействия подразделений и сотрудников;
широкого привлечения сотрудников к групповому процессу принятия решений.
Свобода и жесткость одновременно, что подразумевает:
баланс полномочий, свободы действий и ответственности сотрудников;
заботу со стороны организации о благополучии сотрудников и дисциплинированность последних.