Понятие контроля. Типы нормативов, используемых при контроле
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Контроль — это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также выработки определенных действий.
Контроль — это процесс сопоставления фактически достигнутых результатов с намеченными.
Цель контроля:
с одной стороны, является выявление слабых мест и ошибок в процессе производства и управления, своевременное их исправление и недопущение повторения;
с другой стороны, обеспечение соответствия между намеченными планами и проводимыми мероприятиями.
Объектом контроля являются:
средства и предметы труда;
персонал;
производственные и управленческие процессы.
Для осуществления контроля необходимо:
наличие планов, поскольку невозможно определить эффективность чьей-либо деятельности, если неизвестны ее цели;
наличие организационной структуры, поскольку для осуществления контроля необходимо знать, кто отвечает за данный участок работы; и самый несчастный руководитель — это тот, который знает, что в его организации или подразделении что-то происходит не так, как надо, но не знает, кто за это несет ответственность.
Типы нормативов, используемых при контроле
В управленческом контроле используются следующие типы нормативов:
Натуральные, которые используются на производственном уровне организации, и которые характеризуют:
количественные аспекты деятельности (использование материалов, затраты труда, предоставление услуг и производства товаров);
качество используемых и производимых товаров.
Затратные, которые также используются на производственном уровне организации и характеризуют финансовые критерии эффективности производства: прямые и косвенные затраты на единицу продукции; издержки на рабочую силу; расход материалов на единицу продукции.
Капитальные, которые используется на уровне инвестиционной деятельности, и характеризуют эффективность капитальных вложений (например, прибыль на инвестированный капитал).
Доходные, которые используется на уровне организации в целом, характеризуют эффективность использования средств предприятия (например, объем продаж в денежном выражении).
Программные, которые используются при выполнении разовых программ и характеризуют успешность их выполнения (например, срок выполнения или использование выделенных средств).
Нематериальные, которые используется в том случае, когда невозможно использовать натуральные и стоимостные показатели. Они могут характеризовать различные показатели деятельности организации: компетентность сотрудников; результативность рекламной компании; результативность деятельности специалистов по связи с общественностью.
Целевые, которые характеризуют достижение конкретного результата и используются на уровне организации или ее подразделений.