... > Менеджмент > Понятие контроля. Типы...

Понятие контроля. Типы нормативов, используемых при контроле

Контроль — это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также выработки определенных действий.

Контроль — это процесс сопоставления фактически достигнутых результатов с намеченными.

Цель контроля:

  • с одной стороны, является выявление слабых мест и ошибок в процессе производства и управления, своевременное их исправление и недопущение повторения;

  • с другой стороны, обеспечение соответствия между намеченными планами и проводимыми мероприятиями.

Объектом контроля являются:

  1. средства и предметы труда;

  2. персонал;

  3. производственные и управленческие процессы.

Для осуществления контроля необходимо:

  • наличие планов, поскольку невозможно определить эффективность чьей-либо деятельности, если неизвестны ее цели;

  • наличие организационной структуры, поскольку для осуществления контроля необходимо знать, кто отвечает за данный участок работы; и самый несчастный руководитель — это тот, который знает, что в его организации или подразделении что-то происходит не так, как надо, но не знает, кто за это несет ответственность.

Типы нормативов, используемых при контроле

В управленческом контроле используются следующие типы нормативов:

  • Натуральные, которые используются на производственном уровне организации, и которые характеризуют:

    • количественные аспекты деятельности (использование материалов, затраты труда, предоставление услуг и производства товаров);

    • качество используемых и производимых товаров.

  • Затратные, которые также используются на производственном уровне организации и характеризуют финансовые критерии эффективности производства: прямые и косвенные затраты на единицу продукции; издержки на рабочую силу; расход материалов на единицу продукции.

  • Капитальные, которые используется на уровне инвестиционной деятельности, и характеризуют эффективность капитальных вложений (например, прибыль на инвестированный капитал).

  • Доходные, которые используется на уровне организации в целом, характеризуют эффективность использования средств предприятия (например, объем продаж в денежном выражении).

  • Программные, которые используются при выполнении разовых программ и характеризуют успешность их выполнения (например, срок выполнения или использование выделенных средств).

  • Нематериальные, которые используется в том случае, когда невозможно использовать натуральные и стоимостные показатели. Они могут характеризовать различные показатели деятельности организации: компетентность сотрудников; результативность рекламной компании; результативность деятельности специалистов по связи с общественностью.

  • Целевые, которые характеризуют достижение конкретного результата и используются на уровне организации или ее подразделений.