... > Менеджмент > Понятие управленческого решения...

Понятие управленческого решения и классификация управленческих решений

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Классификация управленческих решений периодические
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

При достижении целей человек, также как и организация, может сталкиваться с различными проблемами.

При этом под целью понимается идеальное представление о желаемом состоянии объекта управления или результата деятельности, а проблема может возникать в двух случаях:

  • во-первых, при отклонении хода процесса достижения цели от запланированного, т.е. проблема рассматривается, как отклонение от нормы;

  • во-вторых, при возникновении не учтенных ранее возможностей достижения цели, т.е. проблема рассматривается, как представляющаяся возможность.

Проблема всегда порождается некоторыми условиями, множество которых называется ситуацией. Совокупность проблемы и вызвавшей ее ситуации называется проблемной ситуацией.

Любая проблема может иметь несколько способов разрешения или альтернатив. Выбор единственной альтернативы из всего их множества и является принятием решения.

Управленческое решение — это протекающий во времени мыслительный, эмоциональный и правовой акт по выбору одной из множества альтернатив, совершаемый руководителем в пределах своих полномочий.

Классификация управленческих решений:

  • По содержанию выделяют социальные, экономические, организационные, технические, технологические и другие решения.

  • По длительности действия выделяют решения:

    • стратегические, которые касаются коренных проблем организации, принимаются в масштабах всей организации и ее внешнего окружения; они рассчитаны на длительный период действия, на решение перспективных задач;

    • тактические, которые обеспечивают выполнение стратегических решений и по времени не превышают одного года;

    • оперативные, связанные с достижением текущих целей и по времени рассчитанные на период, не превышающий месяца или квартала.

  • По виду лица, принимающего решение (ЛПР), выделяют решения:

    • индивидуальные, принимаемые руководителем единолично;

    • коллегиальные, принимаемые коллективным органом управления (например, советом директоров компании);

    • коллективные, принимаемые всем коллективом предприятия.

  • По степени определенности используемой информации, решения подразделяются на:

    • решения, принимаемые в условиях определенности, когда информация о проблемной ситуации, целях, ограничениях и последствиях реализации решения является полной и достоверной;

    • решения, принимаемые в условиях стохастической определенности, когда информация о проблемной ситуации, целях, ограничениях и последствиях задана в вероятностных показателях;

    • решения, принимаемые в условиях неопределенности, когда используемая информация вообще не имеет численного выражения или эта информация противоречива.

  • По степени уникальности выделяют решения:

    • рутинные, принимаемые руководителем автоматически почти ежедневно;

    • периодические, принимаемые руководителем с определенной частотой;

    • уникальные, принимаемые руководителем впервые в его практике, здесь важно подчеркнуть, что уникальность решения субъективна: ситуация для одного руководителя являющаяся уникальной для другого может быть рутинной.

  • По степени проявления творчества рассматривают решения:

    • нетворческие или запрограммированные, когда известен алгоритм выработки решения, т.е. когда решение это реализация определенной последовательности известных руководителю шагов, представляющих собой логические или математические операции;

    • творческие или незапрограммированные, необходимость в которых возникает, когда руководитель сталкивается с неструктурированной ситуацией, содержащей неизвестные ему факторы.

  • По степени сложности решения подразделяются на:

    • простые, принимаемые по одному критерию оценки и выбора альтернатив;

    • сложные, принимаемые по нескольким, зачастую противоречивым критериям. Именно эти решения являются наиболее распространенными при управлении организацией.

  • По виду зависимости переменных от времени выделяют решения статические и динамические.

  • По степени охвата объекта управления, относительно которого принимается решение, выделяют:

    • общие, охватывающие весь объект;

    • частные, охватывающие некоторые стороны деятельности объекта (например, сбыт продукции на предприятии);

    • локальные, охватывающие только отдельные элементы управляемого объекта (например, решение об отзыве из отпуска какого-либо сотрудника).