Понятие управления, управленческий цикл
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Менеджмент (англ. management — управление, заведование, организация) — это:
практическая деятельность по управлению производством или коммерцией, преследующая цели повышения эффективности работы и увеличения прибыли;
теория управления, совокупность принципов, методов, средств и форм управления;
в современной отечественной практике также руководящий состав предприятия, акционерного общества.
Управленческий цикл — это завершенная последовательность повторяющихся действий, направленных на достижение поставленных целей.
Управленческий цикл начинается с уяснения задачи или проблемы и заканчивается достижением определенного результата. После этого цикл управления повторяется. Частота его повторения определяется конкретным типом и природой управляемой системы. В социальных системах этот цикл повторяется непрерывно. Конечная цель управления системой может достигаться одним или несколькими циклами управления. Циклическая реализация процессов позволяет устанавливать и фиксировать характерные черты, общие зависимости, единые закономерности процессов и обеспечивать на этой основе их рациональную процессуализацию и предвидение.
В характеристиках управленческого процесса используются также более узкие понятия:
период, имеющий хронологическое значение;
действия и операции — целостные и четко обособленные части процесса;
процедура — определенная регламентированная последовательность осуществления процесса.
Основные этапы управленческого цикла:
Сбор и обработка информации, анализ, уяснение и оценка обстановки — диагноз.
Научно обоснованное предсказание наиболее вероятного состояния, тенденций и особенностей развития объекта управления на период упреждения на основе выявления и правильной оценки устойчивых связей и зависимостей между его прошлым, настоящим и будущим — прогноз.
Выработка и принятие управленческого решения.
Разработка системы мер, направленных на достижение поставленной цели — планирование.
Своевременное доведение до исполнителей поставленных задач, правильный подбор и расстановка сил, мобилизация исполнителей на выполнение принятого решения — организация.
Активация деятельности исполнителей — мотивация и стимулирование.
Получение, обработка, анализ и систематизация сведений о ходе реализации заданий, проверка того, насколько организация дела и результаты исполнения соответствуют принятым решениям, — учет и контроль.
Общий для 4-х последних этапов — обеспечение пропорционального и непрерывного функционирования всей системы управления путем установления текущих оптимальных связей между отдельными исполнителями — регулирование.
рис. 1 Управленческий цикл