Предмет и методы науки управления
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Предмет науки менеджмента
Предметами изучения науки менеджмента являются:
законы, принципы и методы построения и функционирования организации;
законы и принципы, лежащие в основе деятельности руководящих работников при управлении организацией;
сама деятельность руководящих работников по управлению организацией;
личностные (физиологические, психологические и социальные) требования, которым должен удовлетворять руководитель;
отношения, складывающиеся между людьми в процессе управления.
Эти отношения могут быть классифицированы по различным критериям:
по сферам жизни общества и отдельного человека отношения подразделяются на экономические, политические, социальные, духовные, интеллектуальные;
по характеру отношения подразделяются на межличностные, между личностью и коллективом, между коллективами;
по отношению к организации отношения подразделяются на внешние и внутренние;
по срокам и частоте взаимодействия отношения подразделяются на разовые кратковременные, частые кратковременные и постоянные;
по типу возникающих связей отношения подразделяются на линейные, функциональные и личные.
Методы науки менеджмента
В науке менеджмента выделяют две части:
практическую; целью прикладных исследований является совершенствование управления конкретной организацией на основе достижений теории менеджмента и возможностей самой организации;
теоритическую; целью теоретических изысканий является накопление, изучение и обобщение опыта практических исследований с целью выработки и распространения обобщенных рекомендаций, позволяющих руководителю повышать эффективность деятельности возглавляемой им организации.
В методологической основе менеджмента выделяют 2 подхода:
системный;
ситуационный; сущность же ситуационного подхода заключается в планировании и оценке деятельности руководителя в зависимости от состояния внешней и внутренней среды организации.
Основными видами работ в процессе прикладных исследований являются: сбор и обработка информации, моделирование деятельности объекта исследования.
Основными методами сбора информации являются:
эксперимент:
активный эксперимент предполагает прямое вмешательство экспериментатора в рабочий процесс с целью создания нештатных ситуаций;
пассивный эксперимент представляет собой простое наблюдение за работой сотрудников с фиксацией каких-либо данных;
тестирование, анкетирование не требуют больших финансовых затрат и являются единственными методами сбора информации о плохо структурированных областях деятельности предприятия;
интервьюирование требует личного контакта с работниками предприятия и, как правило, используется только для получения какой-либо дополнительной информации;
изучение документации организации.
Наиболее эффективен пассивный эксперимент, поскольку он позволяет собрать достаточно большое количество информации о деятельности различных служб предприятия, не требует высокой квалификации сотрудников, проводящих наблюдения, но предъявляет высокие требования к специалистам, осуществляющим организационно-методическую подготовку таких экспериментов. Его проведение мало отражается на процессе деятельности организации.
Активный эксперимент позволяет быстро выявить слабые места в управлении предприятием, но, во-первых, его проведение требует высокой квалификации исследователей и, соответственно, высоких затрат, а, во-вторых, проведение таких экспериментов может негативно сказаться на результатах работы организации.
В моделировании деятельности объекта исследования могут использоваться как логические, так и экономико-математические модели.