... > Менеджмент > Предмет и методы...

Предмет и методы науки управления

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Методы науки менеджмента методологической основе менеджмента Основными методами сбора информации
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Предмет науки менеджмента

Предметами изучения науки менеджмента являются:

  • законы, принципы и методы построения и функционирования организации;

  • законы и принципы, лежащие в основе деятельности руководящих работников при управлении организацией;

  • сама деятельность руководящих работников по управлению организацией;

  • личностные (физиологические, психологические и социальные) требования, которым должен удовлетворять руководитель;

  • отношения, складывающиеся между людьми в процессе управления.

Эти отношения могут быть классифицированы по различным критериям:

  1. по сферам жизни общества и отдельного человека отношения подразделяются на экономические, политические, социальные, духовные, интеллектуальные;

  2. по характеру отношения подразделяются на межличностные, между личностью и коллективом, между коллективами;

  3. по отношению к организации отношения подразделяются на внешние и внутренние;

  4. по срокам и частоте взаимодействия отношения подразделяются на разовые кратковременные, частые кратковременные и постоянные;

  5. по типу возникающих связей отношения подразделяются на линейные, функциональные и личные.

Методы науки менеджмента

В науке менеджмента выделяют две части:

  • практическую; целью прикладных исследований является совершенствование управления конкретной организацией на основе достижений теории менеджмента и возможностей самой организации;

  • теоритическую; целью теоретических изысканий является накопление, изучение и обобщение опыта практических исследований с целью выработки и распространения обобщенных рекомендаций, позволяющих руководителю повышать эффективность деятельности возглавляемой им организации.

В методологической основе менеджмента выделяют 2 подхода:

  • системный;

  • ситуационный; сущность же ситуационного подхода заключается в планировании и оценке деятельности руководителя в зависимости от состояния внешней и внутренней среды организации.

Основными видами работ в процессе прикладных исследований являются: сбор и обработка информации, моделирование деятельности объекта исследования.

Основными методами сбора информации являются:

  • эксперимент:

    • активный эксперимент предполагает прямое вмешательство экспериментатора в рабочий процесс с целью создания нештатных ситуаций;

    • пассивный эксперимент представляет собой простое наблюдение за работой сотрудников с фиксацией каких-либо данных;

  • тестирование, анкетирование не требуют больших финансовых затрат и являются единственными методами сбора информации о плохо структурированных областях деятельности предприятия;

    интервьюирование требует личного контакта с работниками предприятия и, как правило, используется только для получения какой-либо дополнительной информации;

  • изучение документации организации.

Наиболее эффективен пассивный эксперимент, поскольку он позволяет собрать достаточно большое количество информации о деятельности различных служб предприятия, не требует высокой квалификации сотрудников, проводящих наблюдения, но предъявляет высокие требования к специалистам, осуществляющим организационно-методическую подготовку таких экспериментов. Его проведение мало отражается на процессе деятельности организации.

Активный эксперимент позволяет быстро выявить слабые места в управлении предприятием, но, во-первых, его проведение требует высокой квалификации исследователей и, соответственно, высоких затрат, а, во-вторых, проведение таких экспериментов может негативно сказаться на результатах работы организации.

В моделировании деятельности объекта исследования могут использоваться как логические, так и экономико-математические модели.