Предприятие при переходе к рыночной экономике
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Конкретные проблемы перехода от центральноуправляемой к рыночной экономике зависят, в первую очередь, от того, при наличии какого рынка происходит этот переход (открытого, частично открытого или закрытого рынка). Закрытый рынок задерживает присоединение к международному уровню производства и привлечение иностранного капитала. При открытом рынке собственное производство быстро сворачивается под давлением иностранных, опытных в рыночной экономике конкурентов, а собственный капитал может формироваться только ограниченно и с большим трудом.
Проблемы перехода к рыночному хозяйству и рекомендации:
способность и желание предпринимательской деятельности у населения выражены слабо и должны получить развитие;
крупные хозяйственные единицы должны постепенно получить полную автономию;
где это целесообразно с точки зрения экономики и технологии, от крупных предприятий должны отделяться более мелкие;
при получении иностранного капитала должны создаваться новые средние предприятия;
создание и управление мелкими предприятиями должно быть в руках у частных лиц.
Разгосударствление экономики – это ограничение вплоть до полного исключения административного вмешательства управленческих государственных органов в хозяйственную и инвестиционную деятельность предприятий.
Основные социально-экономические цели разгосударствления экономики:
создание многообразных форм собственности;
воспитание самостоятельности и ответственности товаропроизводителей;
преодоление монополизма на основе развития конкуренции;
повышение материальной заинтересованности людей в труде;
развитие инициативы и предпринимательской деятельности;
улучшение финансового состояния экономики;
освобождение государственных органов власти и управления от выполнения несвойственных им функций хозяйствования.
Разгосударствление экономики осуществляется в два этапа:
Разгосударствление хозяйственного механизма. Здесь предусматривается разделение государственного и хозяйственного управления:
законодательное оформление невмешательства государственных органов управления в производственные дела предприятий;
отмена централизованно устанавливаемых цен с сохранением в переходный период системы дотаций на социально значимые продукты;
пересмотр системы формирования госзаказов;
формирование системы коммерческих банков, ликвидация монополизма в области финансов и кредитов, монопольной торговли материально-техническими ресурсами;
формирование системы учебных, консультационных и информационных центров и служб;
законодательное закрепление ответственности товаропроизводителей за результаты хозяйственной деятельности.
Разгосударствление собственности (приватизация), т.е. отчуждение государственной собственности в пользу граждан или юридических лиц. Принципы приватизации:
добровольность коллектива и его отдельных членов в выборе методов и сроков преобразования собственности;
соблюдение интересов и государства, и производителя в эффективном использовании имущества и полном удовлетворении потребительского спроса;
равная возможность всех граждан в приватизации государственного имущества;
информированность в проведении приватизации.
В международной практике предприятия подразделяются по следующим признакам:
правовое положение (единоличные предприятия и объединения предпринимателей, объединения лиц и объединения капиталов, коммандитные товарищества и полные товарищества, акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью);
характер собственности (частные и государственные предприятия);
принадлежность капитала (национальные, иностранные, смешанные или совместные предприятия);
цели объединения, степень самостоятельности, характер хозяйственных отношений (картель, синдикат, пул, трест, концерн, промышленный холдинг, финансовая группа);
цели функционирования (коммерческие и некоммерческие организации).