Производственные конфликты и их регулирование
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Конфликт – это трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. Участники конфликта называются оппонентами.
В конфликтах обычно участвуют отдельные индивиды, но зачастую они являются представителями групп, подразделений и даже целых организаций.
Всякий конфликт разворачивается с конфликтной ситуации, которая состоит из участников конфликта (оппонентов) и объекта конфликта. Началом конфликта является инцидент, т.е. действия, направленные на создание конфликта.
Предмет конфликта – это внутренняя причина, подталкивающая оппонента на конфликт.
Классификация конфликтов:
деловой конфликт, происходит из-за вполне конкретных причин, к числу которых можно отнести должностные обязанности и права, ответственность за порученное дело и т.д.;
эмоциональный конфликт, протекает в форме враждебных отношений между его участниками, для которых объект конфликта всегда отыщется;
по форме проявления:
Внутриличностный конфликт, представляющий собой столкновение между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями и т.д.
Межличностный конфликт, действующие лица которого либо преследуют несовместимые цеди и реализуют противоречивые ценности, либо одновременно в конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута только одной из сторон.
Межгрупповой конфликт, когда конфликтующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на нуги их осуществления;
по объему:
Глобальные конфликты охватывают всех, кто находится в зоне их действия.
Парциальные – это парные конфликты (руководителя с одним из сотрудников, противоборство рядовых сотрудников);
по длительности конфликты разделяют на кратковременные и затяжные.
Источниками конфликтов могут быть различные противоречия, возникающие в производственных и межличностных отношениях:
противоречия поиска, когда сталкиваются новаторство с консерватизмом;
противоречия групповых интересов, когда люди отстаивают интересы только своей группы при игнорировании общих интересов;
противоречия, связанные с личными эгоистическими побуждениями, когда корысть и карьеризм подавляют все другие мотивы;
противоречия несостоявшихся ожиданий;
В ряде случаев конфликты возникают из-за личностных качеств руководителя:
неправильный анализ и оценка труда подчиненных;
неправильные приказы;
наличие любимчиков в коллективе, предвзятое отношение к определенной части подчиненных;
несправедливость к подчиненным.
Причинами конфликтов могут быть также:
взаимное непонимание людей;
неадекватные социальные представления личности и реальная действительность;
переоценка своих возможностей и недооценка их другими людьми;
недостаток информации;
неадекватные социальные устремления.
Некоторые пути преодоления конфликтов:
обращение оппонентов к «третейскому судье» при взаимных обязательствах о полном подчинении его решению;
организация сотрудничества.