Ресурсная теория организации
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Первоначально ресурсная теория появилась как одна из концепций, объясняющих происхождение фирмы.
С позиций этой теории «...фирма — больше чем административная единица; она — также совокупность производительных ресурсов, распределенных между различными пользователями с помощью административных и экономических решений».
Ресурсная теория отдает приоритет анализу нематериальных ресурсов, таких, как человеческие ресурсы, интеллектуальный капитал и знания. Применительно к стратегическому управлению цель ресурсной теории состоит в том, чтобы объяснить создание, использование и возобновление конкурентных преимуществ фирмы. Ресурсная теория призвана выявить связи и объяснить факторы конкурентных преимуществ, их динамику в категориях ресурсов фирмы.
Данная теория предполагает, что ресурсы неравномерно распределены среди фирм, что и является причиной либо конкурентного преимущества, либо уязвимости компании.
Ресурсная теория организации должна охватывать все аспекты связей и воздействий, включая:
активное воздействие на экономических партнеров;
эквивалентность объемов обмениваемых ресурсов;
активные управляющие воздействия;
организацию физического перемещения товаров и денег во времени и пространстве;
защиту от неблагоприятных воздействий;
достижение стратегических и оперативных целей организации;
институциональность передачи и получения прав на обмениваемые ресурсы.
Ресурсы фирмы могут быть:
материальными (осязаемыми) и нематериальными (неосязаемыми);
внутренними (получающими развитие внутри фирмы) и внешними (приобретаемыми на рынке).
Обычно в ресурсной теории выделяют следующие категории:
основные ресурсы (это ресурсы, которые могут быть приобретены на рынке);
активы (совокупность факторов, которыми организация владеет или управляет);
стратегические активы (обеспечивают компанию устойчивым конкурентным преимуществом). Признаки:
должны быть ценны для организации;
для них не должно быть заменителей;
их должно быть сложно воспроизвести или скопировать;
они должны быть редкими среди конкурентов.
устойчивые конкурентные преимущества (которые сложно устранить или копировать и которые предопределяют более высокую эффективность фирмы)
источники конкурентных преимуществ:
национальный или региональный институциональный контекст;
среда рынков ресурсов;- внутренняя организационная среда;
среда рынка товаров и услуг;
стратегическая траектория фирмы.
способности (более важны для фирмы в периоды экономического спада и нестабильности).