... > Менеджмент > Ресурсная теория организации

Ресурсная теория организации

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Ресурсная теория Ресурсы фирмы
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Первоначально ресурсная теория появилась как одна из концепций, объясняющих происхождение фирмы.

С позиций этой теории «...фирма — больше чем административная единица; она — также совокупность производительных ресурсов, распределенных между различными пользователями с помощью административных и экономических решений».

Ресурсная теория отдает приоритет анализу нематериальных ресурсов, таких, как человеческие ресурсы, интеллектуальный капитал и знания. Применительно к стратегическому управлению цель ресурсной теории состоит в том, чтобы объяснить создание, использование и возобновление конкурентных преимуществ фирмы. Ресурсная теория призвана выявить связи и объяснить факторы конкурентных преимуществ, их динамику в категориях ресурсов фирмы.

Данная теория предполагает, что ресурсы неравномерно распределены среди фирм, что и является причиной либо конкурентного преимущества, либо уязвимости компании.

Ресурсная теория организации должна охватывать все аспекты связей и воздействий, включая:

  • активное воздействие на экономических партнеров;

  • эквивалентность объемов обмениваемых ресурсов;

  • активные управляющие воздействия;

  • организацию физического перемещения товаров и денег во времени и пространстве;

  • защиту от неблагоприятных воздействий;

  • достижение стратегических и оперативных целей организации;

  • институциональность передачи и получения прав на обмениваемые ресурсы.

Ресурсы фирмы могут быть:

  • материальными (осязаемыми) и нематериальными (неосязаемыми);

  • внутренними (получающими развитие внутри фирмы) и внешними (приобретаемыми на рын­ке).

Обычно в ресурсной теории выделяют следующие категории:

  • основные ресурсы (это ресурсы, которые могут быть приобретены на рынке);

  • активы (совокупность факторов, которыми организация владеет или управляет);

  • стратегические активы (обеспечивают компанию устойчивым конкурентным преимуществом). Признаки:

    • должны быть ценны для организации;

    • для них не должно быть заменителей;

    • их должно быть сложно воспроизвести или скопировать;

    • они должны быть редкими среди конкурентов.

  • устойчивые конкурентные преимущества (которые сложно устранить или копировать и которые предопределяют более высокую эффективность фирмы)

  • источники конкурентных преимуществ:

    • национальный или региональный институциональный контекст;

    • среда рынков ресурсов;- внутренняя организационная среда;

    • среда рынка товаров и услуг;

    • стратегическая траекто­рия фирмы.

  • способности (более важны для фирмы в периоды экономического спада и нестабильности).