Школа поведенческих наук
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
С конца 50-х годов школа человеческих отношений трансформировалась в школу поведенческих наук или бихевиористскую школу, главным постулатом которой является не метод налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности отдельного работника и организации в целом на основе поведенческих наук.
Р.Лайкер, Д.Макгрегор, О.Маслоу. Их исследования способствовали возникновению в 60-х годах особой управленческой организации, которая получила название «управление персоналом».
Д.Макгрегор (1906-1964) разработал теорию Х и У.
Для организаций типа Х характерно — человек имеет унаследованную неприязнь к работе и стремление ее избегать, человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать ответственность, имеет относительно низкие амбиции.
Теория У наоборот – выражение физических и эмоциональных усилий человека на работе является вполне естественным, человек воспринимает работу как источник или как наказание в зависимости от условий труда.
Внутренний контроль и угроза наказания не является единственными средствами побуждения человека к деятельности для достижения организацией своих целей. Люди могут осуществлять самоконтроль и т.д. Макгрегор сделал вывод, что управление У более эффективно.
А.Маслоу (1908-1970) разработал теорию потребностей — «пирамиду потребностей», где есть 2 типа базисных потребностей (первичные, врожденные), а 3 остальных — вторичные (приобретенные). Они располагаются от низших материальных до высших духовных потребностей: физиологические и сексуальные потребности; экзистенциальные (уверенность); социальные (коллектив, забота); престижные (уважение); духовные.