Социальный опыт руководителя и его роль в управлении организацией
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Социальный опыт определяется знаниями, навыками, умениями и привычками. Он базируется на свойствах личности, заложенных в психологической структуре. Но формируется в процессе социализации человека, т.е. в процессе обучения и практической деятельности.
Важнейшая работа руководителя – управление деятельностью подчиненных ему людей.
Поэтому главным из всех умений, которыми должен владеть руководитель, – это умение иметь дело с людьми.
Умение иметь дело с людьми для руководителя имеет три аспекта:
умение устанавливать хорошие отношения с подчиненными, т.е. быть хорошим начальником;
умение сотрудничать с руководителями одного с ним уровня, т.е. быть хорошим коллегой и надежным деловым партнером;
умение обеспечить взаимопонимание с вышестоящим руководителем, т.е. умение быть подчиненным.
Так, известный специалист по управлению, доктор экономических наук В.И. Терещенко предлагает следующие 10 правил для руководителя:
Будь всегда управляющим, а не становись погонщиком. Действия руководителя – управляющего и руководителя – погонщика характеризуются следующими особенностями.
Сравнение управляющего и погонщика
УПРАВЛЯЮЩИЙ
ПОГОНЩИК
Ведет коллектив, показывая пример отношением к делу.
Никогда не подчеркивает, что он все знает. Зная, он либо делает, либо обучает других.
Если допущена ошибка, то все силы прикладывает на ее исправление.
Опирается на сотрудничество.
Заинтересовывает людей в работе.
Погоняет коллектив, используя весь арсенал наказаний.
Всегда подчеркивает, что знает больше подчиненных и любит поучать других.
Прежде всего ищет «козла отпущения».
Опирается на власть.
Даже интересную работу превращает в скучное занятие.
Руководитель должен быть уверенным в себе.
Руководитель должен быть строгим и требовательным.
Руководитель должен уметь критиковать своих подчиненных действенно. Действенность критики заключается, прежде всего, в ее объективности. Виды неделовой, преследующей корыстные цели критики: критика как сведение личных счетов; критика как средство сохранения или повышения своего положения или престижа; критика как стиль работы (критика для профилактики); ординарная критика, обычная стандартная по заведенному порядку; показная критика – создает иллюзию принципиальности и непримиримости к недостаткам; «организованная критика» (дозволенные речи); критика упреждения (контр критика).
Руководитель должен уметь поощрять и наказывать.
Руководитель должен ценить время своих подчиненных.
Руководитель должен уметь говорить и молчать (слушать).
Руководитель должен быть приветливым и вежливым.
Руководитель должен иметь чувство юмора.
Руководитель должен замечать, интересоваться и изучать всех своих подчиненных.
Отношения с работниками, стоящими на одном с руководителем уровне, должны строиться на основе корректности, товарищества и дружбы.
Советы для успешного сотрудничества равных по служебному положению:
не высказывайтесь не уважительно о коллеге и его работе;
не переоценивайте своей нагрузки и своих трудностей с указанием на меньшую загрузку коллег;
не замалчивайте успешных результатов коллеги;
не стремитесь избавляться от не перспективных подчиненных путем передачи их в подразделение коллеги;
не ставьте обсуждение своих предложений и предложений коллег в не равные условия;
не заводите язвительных споров с коллегами («пикировки»), особенно в присутствии общего начальника;
откровенность, искренность, корректность, доброжелательность не на словах, а на деле.
Для выработки линии поведения могут пригодиться следующие советы подчиненному:
научитесь воспринимать критику объективно;
привлекайте внимание начальника не к себе, а к своей работе;
смотрите на начальника как на человека;
цените время своего начальника;
не ищете сочувствия у начальника;
не пытайтесь скрывать свои недостатки перед начальником;
принимайте свои собственные решения;
не вмешивайтесь в решения своего начальника.