... > Менеджмент > Социальный опыт руководителя...

Социальный опыт руководителя и его роль в управлении организацией

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Социальный опыт управление деятельностью подчиненных
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Социальный опыт определяется знаниями, навыками, умениями и привычками. Он базируется на свойствах личности, заложенных в психологической структуре. Но формируется в процессе социализации человека, т.е. в процессе обучения и практической деятельности.

Важнейшая работа руководителя – управление деятельностью подчиненных ему людей.

Поэтому главным из всех умений, которыми должен владеть руководитель, – это умение иметь дело с людьми.

Умение иметь дело с людьми для руководителя имеет три аспекта:

  • умение устанавливать хорошие отношения с подчиненными, т.е. быть хорошим начальником;

  • умение сотрудничать с руководителями одного с ним уровня, т.е. быть хорошим коллегой и надежным деловым партнером;

  • умение обеспечить взаимопонимание с вышестоящим руководителем, т.е. умение быть подчиненным.

Так, известный специалист по управлению, доктор экономических наук В.И. Терещенко предлагает следующие 10 правил для руководителя:

  1. Будь всегда управляющим, а не становись погонщиком. Действия руководителя – управляющего и руководителя – погонщика характеризуются следующими особенностями.

    Сравнение управляющего и погонщика

    УПРАВЛЯЮЩИЙ

    ПОГОНЩИК

    • Ведет коллектив, показывая пример отношением к делу.

    • Никогда не подчеркивает, что он все знает. Зная, он либо делает, либо обучает других.

    • Если допущена ошибка, то все силы прикладывает на ее исправление.

    • Опирается на сотрудничество.

    • Заинтересовывает людей в работе.

    • Погоняет коллектив, используя весь арсенал наказаний.

    • Всегда подчеркивает, что знает больше подчиненных и любит поучать других.

    • Прежде всего ищет «козла отпущения».

    • Опирается на власть.

    • Даже интересную работу превращает в скучное занятие.

  2. Руководитель должен быть уверенным в себе.

  3. Руководитель должен быть строгим и требовательным.

  4. Руководитель должен уметь критиковать своих подчиненных действенно. Действенность критики заключается, прежде всего, в ее объективности. Виды неделовой, преследующей корыстные цели критики: критика как сведение личных счетов; критика как средство сохранения или повышения своего положения или престижа; критика как стиль работы (критика для профилактики); ординарная критика, обычная стандартная по заведенному порядку; показная критика – создает иллюзию принципиальности и непримиримости к недостаткам; «организованная критика» (дозволенные речи); критика упреждения (контр критика).

  5. Руководитель должен уметь поощрять и наказывать.

  6. Руководитель должен ценить время своих подчиненных.

  7. Руководитель должен уметь говорить и молчать (слушать).

  8. Руководитель должен быть приветливым и вежливым.

  9. Руководитель должен иметь чувство юмора.

  10. Руководитель должен замечать, интересоваться и изучать всех своих подчиненных.

Отношения с работниками, стоящими на одном с руководителем уровне, должны строиться на основе корректности, товарищества и дружбы.

Советы для успешного сотрудничества равных по служебному положению:

  • не высказывайтесь не уважительно о коллеге и его работе;

  • не переоценивайте своей нагрузки и своих трудностей с указанием на меньшую загрузку коллег;

  • не замалчивайте успешных результатов коллеги;

  • не стремитесь избавляться от не перспективных подчиненных путем передачи их в подразделение коллеги;

  • не ставьте обсуждение своих предложений и предложений коллег в не равные условия;

  • не заводите язвительных споров с коллегами («пикировки»), особенно в присутствии общего начальника;

  • откровенность, искренность, корректность, доброжелательность не на словах, а на деле.

Для выработки линии поведения могут пригодиться следующие советы подчиненному:

  • научитесь воспринимать критику объективно;

  • привлекайте внимание начальника не к себе, а к своей работе;

  • смотрите на начальника как на человека;

  • цените время своего начальника;

  • не ищете сочувствия у начальника;

  • не пытайтесь скрывать свои недостатки перед начальником;

  • принимайте свои собственные решения;

  • не вмешивайтесь в решения своего начальника.