... > Менеджмент > Централизация и децентрализация:...

Централизация и децентрализация: преимущества и недостатки

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Централизация Децентрализация
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В любой организации возникает вопрос распределения полномочий, который является важнейшей проблемой при выборе конструкции организации. При этом существуют два принципиально разных подхода: централизация и децентрализация.

Централизация — концентрация прав принятия решений на высшем уровне руководства.

Норма управляемости — количество людей, непосредственно подчиненных одному руководителю.

Децентрализация — передача или делегирование прав принятия решений на нижние уровни управления.

При этом нужно иметь в виду, что все полномочия не могут быть централизованы или децентрализованы. Полной централизации препятствует то, что люди располагают лимитированными ресурсами времени, знаний, опыта и могут одновременно решать лишь определенное число проблем, усваивать ограниченный объем информации. Полная децентрализация невозможна из-за того, что организация потеряет управляемость и попадет в состояние хаоса.

Степень централизации или децентрализации в организации и ее подразделениях измеряется с помощью следующих переменных:

  • число решений, принимаемых на каждом уровне управления;

  • важность принимаемых решений для организации;

  • степень контроля за исполнением принятого решения.

Преимущества централизации:

  1. Централизация улучшает контроль и координацию специализированных независимых функций, уменьшает количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых менее опытными руководителями.

  2. Сильное централизованное управление позволяет избежать ситуации, при которой одни отделы организации растут и развиваются за счет других или организации в целом.

  3. Централизованное управление позволяет более экономно и легко использовать опыт и знания персонала центрального административного органа.

  4. В устранении неоправданного дублирования управленческих функций, приводящем к экономии соответствующих затрат.

  5. В усилении стратегической направленности управленческого процесса и обеспечении при необходимости концентрации ресурсов на ключевых направлениях деятельности организации.

Недостатки централизации:

  1. затрачивается много времени на передачу информации, в процессе чего значительная часть ее теряется или искажается;

  2. важнейшие решения принимаются лицами, оторванными от жизни и плохо представляющими себе конкретную ситуацию, в то же время исполнители, которым ситуация хорошо знакома, от выработки и принятия решений устранены и те навязываются им в принудительном порядке;

  3. решения оказываются недостаточно качественными и неэффективно реализуются на практике;

  4. подавление творческой инициативы персонала в реше­нии производственных задач организации;

  5. снижение оперативности управления;

  6. снижение возможностей адаптации персонала к новым условиям производства и работы.

Преимущества децентрализации:

  • Управлять особо крупными организациями централизованно невозможно из-за огромного количества требующейся для этого информации и, как следствие этого, сложности процесса принятия решений.

  • Децентрализация дает право принимать решения тому руководителю, который ближе всего стоит к возникшей проблеме и, следовательно, лучше всех ее знает.

  • Децентрализация стимулирует инициативу и позволяет личности отождествить себя с организацией.

  • Децентрализация помогает подготовке молодого руководителя к более высоким должностям, предоставляя ему возможность принимать важные решения в самом начале его карьеры. Это обеспечивает приток в организацию талантливых руководителей. При этом предполагается, что талантливыми руководителями не рождаются, а становятся в процессе приобретения опыта.

Недостатки децентрализации:

  • вследствие обособленности процесса принятия решений и концентрации его на нижних этажах управленческой структуры зачастую слабо учитываются или вовсе игнорируются интересы других подразделений и организации в целом;

  • решения часто носят тактический характер, оказываются мелкими, малоэффективными;

  • отсутствие общих правил и процедур выработки и принятия решений;

  • ослабление контроля и единства в действиях;

  • проявление свойств эмерджентности (наличие у системы свойств целостности, т. е. таких свойств, которые не присущи составляющим элементам; э. является одной из форм проявления принципа перехода количественных изменений в качественные; целостность, наличие новых свойств целостности у системы, т. е. таких свойств, которых нет ни у одного из составляющих се элементов);

  • стремление к обособлению структурных звеньев.

Lingualeo

Полезные ссылки:

zaka-zaka

Покупай игры выгодно

РЕКЛАМА, ООО «ГЕЙБСТОР» ИНН: 7842136365

zaochnik

Срочная помощь в написании всех видов работ

РЕКЛАМА, ООО «ЗАОЧНИК.КОМ.» ИНН: 7710949967

skyeng

Лучшие из курсов английского в Skyeng

РЕКЛАМА, ОАНО ДПО «СКАЕНГ» ИНН: 9709022748