Управленческие ситуации
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Управленческая ситуация – это характеристика сложившегося состояния организации производства, затрагивающая подсистемы предприятия и элементы внешней среды. Это совокупность условий, возникающих в результате разного рода внутренних и внешних воздействий на управляемый объект.
С точки зрения выполняемых функций, можно выделить три соответствующих им подсистемы предприятия – управленческую, интеллектуальную и производственную, в которых осуществляются вещественно-энергетические (материальные) и информационные преобразования. Между подсистемами предприятия, а также с директивной (вышестоящие органы государственного и хозяйственного руководства), равноправной (поставщики, партнеры по производству) и потребительской средой (заказчики, потребители продукции) у предприятия устанавливаются информационные и материальные связи. Эти элементы внешней и внутренней среды предприятия, а также результат их взаимодействия являются источниками управленческих ситуаций. Управленческая, интеллектуальная и производственная подсистемы, директивная, равноправная и потребительская среды являются также объектами воздействия при разрешении управленческих ситуаций.
Самыми общими характеристиками процессов, происходящих в элементах внутренней и внешней среды предприятия и связанных с материально-энергетическими и информационными преобразованиями, являются непосредственно труд персонала, предметы, условия, средства и результаты труда. Каждая из этих содержательных характеристик обладает качественными и количественными параметрами. Проблемные управленческие ситуации в ряде случаев возникают из-за несоответствия качественных и количественных параметров характеристик подсистем предприятия и элементов внешней среды, а также из-за нарушения соответствия при сочетании характеристик.
Под стратегией разрешения управленческой ситуации понимают выбор определенного вида деятельности в процессе управления, направленного на реализацию одного из возможных вариантов связей между источником возникновения ситуации и объектом воздействия.
Выделяют следующие стратегии:
регулирование. Это вид управленческой деятельности, направленный на стабилизацию или изменение состояния подсистем предприятия в связи с возникновением в них различного рода ситуаций и осуществляемый путем воздействия на каждую подсистему или на все вместе;
адаптация. Это вид управленческой деятельности, вызванный изменениями характеристик внешней среды и осуществляемый путем изменения параметров одной или нескольких подсистем предприятия. Адаптация понимается здесь как приспособление предприятия к изменившимся условиям внешней среды;
средообразование. Оно предполагает воздействие на два элемента внешней среды (директивную и равноправную среду) с целью их изменения в благоприятном для данного предприятия направлении;
маркетинг. Это воздействие предприятия на потребительскую среду.
инновация. Здесь источником управленческой ситуации является интеллектуальная подсистема.
Разрешение управленческой ситуации осуществляется в рамках определенной цепи управленческих действий, начиная с этапа идентификации ситуаций и заканчивая выработкой и реализацией управленческого воздействия. Цепь управленческих действий состоит из элементарных циклов управления, в которых связывается источник ситуации во внутренней или внешней среде предприятия с одним из выбираемых объектов воздействия. Цикл управления считается элементарным в том смысле, что вся процедура управления ограничивается однонаправленными воздействиями управленческой подсистемы.
При разрешении управленческой ситуации учитывается объем, достоверность и оценка информации, характеризующей возникшую проблему. Здесь возможны следующие методы разрешения управленческих ситуаций:
реактивное реагирование. Это метод основан на однозначности отношения множества ситуаций и множества поведений. При этом каждая управленческая ситуация вызывает одну и только одну определенную реакцию. Реактивное реагирование применяют тогда, когда ситуация характеризуется четкими и известными причинно-следственными отношениями;
метод аналогов. Он основан на многократном использовании зафиксированного в тезаурусе предприятия опыта разрешения тех ситуаций, которые реализовывались ранее. Методу аналогов соответствует сколь угодно длинная, но всегда одна и та же серия комбинаций элементарных циклов управления;
исследовательский метод. Здесь осуществляются исследования с целью получения новых знаний и формирования комбинации элементарных циклов управления для разрешения новой управленческой ситуации;
интуитивный метод. Если применение метода реактивного реагирования, аналогового и исследовательского методов основано на определенном порядке использования информации, которая имеется или поступает в результате исследований, то интуитивный метод не базируется на какой-либо строгой последовательности операций. Здесь имеет место лишь логическая проверка управленческой ситуации и ее сопоставление со структурой известной ситуации.