Формы влияния на нарушителя МГП
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Рассматривая законные меры, которые могут быть приняты государствами индивидуально или совместно в отношении стороны, участвующей в вооруженном конфликте и допускающей различные нарушения международного гуманитарного права, следует отметить, что к ним относятся мероприятия, связанные с оказанием дипломатического давления на нарушителя и меры принуждения.
Дипломатическое давление
Дипломатическое давление на нарушителя МГП может осуществляться следующими способами:
неоднократное заявление решительного протеста дипломатическими представителями;
открытое осуждение государством, рядом государств или обладающей значительным влиянием международной организацией нарушения международного гуманитарного права;
оказание дипломатического давления на правонарушителя через посредников;
обращение государства в Международную комиссию по установлению фактов в отношении другого государства при условии, что компетенция Комиссии признана этими странами.
20 декабря 1990 г. США в Совете Безопасности ООН сделали заявление относительно депортации палестинцев с оккупированных территорий: "Мы полагаем, что подобные депортации являются нарушением IV Женевской конвенции... Мы настаиваем на том, чтобы правительство Израиля немедленно и окончательно прекратило депортацию и полностью соблюдало положения IV Женевской конвенции на всех территориях, которые оно оккупировало после 5 июня 1967 г."
Меры принуждения
Говоря о мерах принуждения, необходимо сразу оговориться, что это могут быть только допустимые с точки зрения международного права меры, которые могут предпринять государства в отношении нарушителя международного гуманитарного права. Иначе говоря, это могут быть только законные меры, отвечающие следующим требованиям:
они должны быть направлены против государства, которое само несет ответственность за совершение незаконного действия;
такие меры должны предваряться предупреждением, направляемым этому государству с требованием прекратить указанное действие или действия;
эти меры должны быть соразмерными; любые меры, несоразмерные с вызвавшим их действием, являются чрезмерными и, следовательно, незаконными;
они должны согласовываться с основными гуманитарными принципами;
быть временными и прекращаться как только соответствующее государство прекратит нарушать международное право.
К таким мерам принуждения можно отнести:
отвечающие требованиям правомерности реторсии;
не связанные с использованием вооруженных сил репрессалии.
Реторсия — правомерные принудительные действия государства, совершаемые в ответ на недружественный акт другого государства.
Репрессалии — правомерные принудительные действия государства, направленные на восстановление прав, нарушенных другим государством, при помощи действий, иных чем применение силы или угроза ее применения.
Меры реторсий:
высылка дипломатов;
разрыв дипломатических отношений;
прекращение переговоров или отказ выразить согласие на обязательность уже подписанного международного договора (например, отказ от ратификации);
непродление международных договоров, преференций в торговле;
сокращение или приостановка помощи соответствующему государству и т.д.
Меры репрессалий:
меры оказания экономического давления:
цель таких мер — создание затруднений для нормальных экономических и финансовых отношений с тем, чтобы побудить правонарушителя возобновить соблюдение МГП;
к мерам оказания экономического давления относятся:
ограничение или запрещение торговли вооружением или боевой техникой, сотрудничества в области военной науки и технологий;
ограничение осуществления экспорта или импорта товаров либо полное прекращение торговых отношений;
наложение запрета на совершение инвестиционной деятельности;
замораживание капитала;
приостановка транспортных сообщений и т.д.