Имплементация норм МГП на международном уровне
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Имплементация норм МГП на международном уровне — совокупность мер и соответствующих им организационно-правовых форм с помощью которых государства и индивидуально, и при сотрудничестве с другими государствами при сотрудничестве с международными организациями может полностью и всесторонне реализовать положения норм МГП.
Основными средствами осуществления международного гуманитарного права на международном уровне являются средства, созданные совместными усилиями государств, основной целью которых является обеспечение принятых международных обязательств. К таким средствам можно отнести прежде всего контрольные механизмы, закрепленные Женевскими конвенциями 1949 г., Дополнительным протоколом I 1977 г., а также ряд иных средств, призванных обеспечить исполнение международного гуманитарного права.
К ним можно отнести:
расследования в соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г.
речь идет о механизме двустороннего расследования, к которому можно прибегнуть по просьбе одной из сторон в случае «любого имеющего место нарушения Конвенции»;
при принятии Дополнительного протокола I 1977 г. государства-участники сделали попытку создания такой системы контроля, которая не позволяла бы избегать нарушителям соответствующих расследований;
учреждение комиссий по расследованию: учреждается по инициативе одной воюющей стороны; процедура комиссии не разработана и сами государства-участники должны согласовать вопрос, какова должна быть процедура по данной комиссии; если в течение трех недель государства не могут сами согласовать, можно обратиться в арбитраж, который решит данный спор; есть недостатки: комиссия не может быть учреждена без согласия другой воюющей стороны, а даже если государство согласится, то есть возможность затяжки при разработке процедуры комиссии;
установление фактов в соответствии со статьей 90 Дополнительного протокола I:
международная комиссия по установлению фактов создается для расследования серьезных нарушений норм МГП; комиссия является выборным органом, состоящим из 15 членов, кандидатуры в этот орган представляют государства-участники 1 Дополнительного протокола и затем на конференции участников избираются 15 членов комиссии (авторитетные специалисты в области МГП);
подать заявление в комиссию о нарушении воюющей стороной норм МГП имеет право любое государство (не только то, которое участвует в вооруженном конфликте);
деятельность комиссии по установлению фактов ограничена факультативной оговоркой, т.е. возбудить ходатайство имеет право только государство, которое сделало специальное заявление о признании полномочий комиссии по установлению фактов;
как итог, комиссия должна подготовить доклад, и с ним ознакамливаются противоборствующие стороны;
принятие государствами мер совместно или индивидуально, в сотрудничестве с ООН и в соответствии с Уставом ООН;
назначение Державы-покровительницы:
назначается с согласия сторон и Державы-покровительницы;
функции: имеет право посещать лагеря с военнопленными, с населением с оккупированных территорий, с интернированными, иметь конфиденциальные беседы и получать информацию, соответствуют ли условия содержания этих лиц положениям конвенции, имеет право указывать государству на нарушения с просьбой их устранения, функции контроля за тем, как происходит судебное разбирательство в отношении лиц, совершивших преступления, находясь в лагере для военнопленных, для интернированных;
назначение субститутов Державы-покровительницы.