... > Международное гуманитарное право > Институт Державы-покровительницы в...

Институт Державы-покровительницы в МГП

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Назначение Державы-покровительницы Функции Державы-покровительницы Исполнение Державы-покровительницы Примеры исполнения Державы-покровительницы
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Впервые институт Державы-покровительницы был закреплен в 1929 г. в Женевской Конвенции об обращении с военнопленными.

Держава-покровительница — любое третье государство, не участвующее в вооруженном конфликте, которое защищает интересы одного государства и его граждан перед другим и контролирует соблюдение норм МГП.

Закрепление этого института в Женевской Конвенции 1929 г. обнаружило недостатки:

  • функции Державы-покровительницы распространялись только на защиту военнопленных;

  • институт Державы-покровительницы хотя и применялся, но функции были ограничены, т.к. Женевская Конвенция 1929 г. была обязательна только для государств, которые ратифицировали эту конвенцию.

Назначение Державы-покровительницы:

  • для назначения Державы-покровительницы нужно не только согласие воюющих государств, но и согласие Державы-покровительницы;

  • 1-ый Дополнительный протокол внес изменения в механизм назначения Державы-покровительницы: государства обязаны назначать Державу-покровительницу;

  • согласно 1-ой и 2-ой Женевской Конвенции, возможно ограничение прав Державы-покровительницы в случае крайней необходимости (не касается военнопленных и гражданского населения).

Функции Державы-покровительницы:

  • имеет право посещать лагеря с военнопленными, с населением с оккупированных территорий, с интернированными;

  • может иметь конфиденциальные беседы и получать информацию, соответствуют ли условия содержания этих лиц положениям конвенции;

  • имеет право указывать государству на нарушения с просьбой их устранения;

  • функции контроля за тем, как происходит судебное разбирательство в отношении лиц, совершивших преступления, находясь в лагере для военнопленных, для интернированных, с оккупированных территорий;

  • обязана содействовать лицам в защите (адвокат, соблюдение процессуальных гарантий).

Исполнение Державы-покровительницы

Нельзя говорить, что институт Державы-покровительницы используется очень эффективно.

Во-первых, осложняет процесс то, что нужно согласие государства стать Державой-покровительницой.

Т.к. стороны могут не достигнуть согласия в отношении кандидатуры Державы-покровительницы, и можно не получить согласие со стороны государства стать Державы-покровительницы, то она может быть заменена. 

Международный комитет Красного креста может выполнять функции Державы-покровительницы, т.к. согласно его Уставу он имеет право защищать лагеря военнопленных, оккупированных территорий, беженцев, интернированных. Работа Комитета Красного креста носит конфиденциальный характер: нарушение доводится до сведения нарушающей стороны и просят устранить такие нарушение, т.е. не обсуждается в прессе.

Во-вторых, возникают трудности организационного характера (Держава-покровительница нуждается в большом количестве квалифицированного персонала для выполнения своих задач).

Примеры исполнения Державы-покровительницы:

  • Суэцкий кризис (1956 г.);

  • конфликт в Гоа (1961 г.);

  • индопакистанский конфликт (1971 — 1972 гг.);

  • война по поводу Мальвинских островов (1982 г.).