Компьютерные атаки в период вооруженных конфликтов
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Ни в Женевских конвенциях, ни в Дополнительных протоколах к ним нет специального упоминания о кибервойне или компьютерных сетевых атаках. Однако принципы и нормы, содержащиеся в этих договорах и регулирующие применение средств и методов ведения военных действий, относятся не только к тем ситуациям, которые существовали на момент их принятия. При создании норм МГП существовало ясное видение предполагаемого развития технологий создания оружия и разработки новых средств и методов ведения войны.
Поэтому нет оснований сомневаться, что действие международного гуманитарного права распространяется и на кибервойны. В частности угроза, которую потенциально представляет собой кибервойна для гражданского населения и средств, обеспечивающих его выживание во время вооруженного конфликта, а также потенциальная возможность причинения им вреда напрямую относят кибервойны к сфере действия МГП.
Идея кибервойны или компьютерной сетевой атаки в рамках вооруженного конфликта появилась совсем недавно. Настолько, что обсуждения ее потенциальных последствий зачастую проводятся в теоретическом ключе.
Компьютерные сетевые атаки определяются как враждебные действия в отношении противника, направленные на «обнаружение, изменение, уничтожение, нарушение или передачу данных, хранящихся в компьютере, обрабатываемых компьютером или передаваемых через компьютер».
Особенности кибервойны:
тот факт, что компьютерные сетевые атаки не имеют динамической, физической или насильственной формы, не выводит их за пределы действия МГП;
как и прочие средства и методы ведения военных действий, компьютерные сетевые атаки на комбатантов и военные объекты законны до тех пор, пока они осуществляются в соответствии с гуманитарным правом;
согласно положениям МГП такие атаки не должны быть неизбирательными;
в ходе их осуществления должно проводиться различие между военными целями и гражданскими лицами;
они должны быть соразмерны и оправданы с точки зрения получаемого военного преимущества.
В этом отношении средства ведения кибервойн мало чем отличаются от прочих средств ведения войны. Есть опасность их применения, например, против производственной, распределительной или банковской систем гражданского сектора.
Кибервойна привносит в вооруженные конфликты дополнительный уровень сложности, который может поставить перед МГП ряд принципиально новых вопросов. В связи с этим требуется подтвердить актуальность МГП как основной нормативно-правовой базы, которая может регулировать ведение таких военных действий.
Нормы международного гуманитарного права, регламентирующие такие вопросы как применение неизбирательного оружия, проведение различия между военными целями и гражданскими лицами, соразмерность и вероломство, могут и должны применяться и в отношении кибервойн.